МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
МКОУ "Кузнецовская ООШ"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
по УВР
Директор
________________________
Посредникова М.В.
Приказ № 67-3ОД от
30.08.2023 г.
________________________
Шархун Н.Л.
Протокол № 1 от 29.08.2023 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционно-логопедической работе
«Логопедические занятия»
для обучающихся с ОВЗ
8 класс
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Прохорова Ксения Александровна
Учитель-логопед
Кузнецово 2023
2
Пояснительная записка.
Коррекционная программа по логопедии составлена на 2023/2024 учебный год
для обучающихся 8 класса на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью
умственной отсталостью.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи
обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и
дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
Создать
условия
для
формирования
правильного
звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя
из индивидуальных особенностей обучающихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические
процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов
устной и письменной речи.
Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать
коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего
речевого развития детей.
Создать условия для коррекции и развития познавательной
деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных
навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания,
фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой
моторики.
Форма занятий – подгрупповая (2 человека). Проводятся два раза в неделю, 68
часов в год. Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность
группового занятия составляет 30 - 40 минут.
Характеристика обучающихся.
Лексический запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики,
качественно и количественно неполноценен (неправомерное расширение или
сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по
акустическому свойству).
Грамматический строй
недостаточно сформирован. В речи отсутствуют
сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы
в предложениях простых синтаксических конструкций. При письме путают буквы
по акустическим, оптическим параметрам. Пишут слитно предлоги, союзы, части
слов.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных
особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта
обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных
навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется
дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в
классе.
В 8 классе лексический материал обогащается трудовой лексикой
используемой на уроках трудового обучения.
Система оценки планируемых результатов.
3
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и
промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:
- первичной (входящей) аттестации;
- текущего мониторинга;
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на занятиях по протоколу обследования, который
позволяет отслеживать продвижения обучающегося в своем развитии и на основе
которого составляется логопедическое заключение (речевое представление).
Первичная (входящая) аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09
– 15.09), промежуточная в последние две недели мая (06.05 – 20.05) в форме
практических заданий.
Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который
проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной
деятельности (1 раз в полугодие), а так же анализа их продуктивной деятельности:
поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для
учителей, работающих в классах.
К концу обучающиеся:
ориентируются в морфемном составе слова, т.е. определяют посредством
каких частей слова, состоящих перед или после общей части родственных
слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;
активно пользуются различными способами словообразования;
правильно используют новые слова в предложениях различных
синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и
значением);
передают суть выполняемых упражнений, последовательность производимых
умственных действий в развернутом высказывании.
4
Содержание логопедической программы
Рабочая программа включает в себя разделы:
1.
Дифференциация согласных
2.
Глагол
1. Дифференциация согласных
Дифференциация Р-Л в словах слогах. Дифференциация Р-Л в
словосочетаниях и предложениях, в связных текстах. Дифференциация Ч-Щ в
слогах и словах. Дифференциация Ч-Щ в предложениях, связных текстах.
Дифференциация Ч-Ц в словах и предложениях. Дифференциация Ч –Ц в связных
текстах. Дифференциация С-Ч в словах и предложениях. Дифференциация С-Ч в
связных текстах. Дифференциация З-Ж в словах и предложении. Дифференциация
З-Ж в связных текстах. Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах. Дифференциация
Ж - Ш в предложениях, тексте. Дифференциация С-Ш в слогах и словах.
Дифференциация С-Ш в словосочетаниях и предложениях. Дифференциация С-Ш в
связных текстах. Дифференциация Г-К в слогах и словах. Дифференциация Г-К в
словосочетаниях и предложениях. Дифференциация Г-К в связных текстах.
Дифференциация Д-Т в слогах и словах. Дифференциация Д-Т в словосочетаниях и
предложениях. Дифференциация Д-Т в связных текстах. Дифференциация Б-П в
слогах и словах. Дифференциация Б-П в словосочетаниях и предложениях.
Дифференциация Б-П в связной речи.
2. Глагол
Значение глагола в предложении. Глаголы движения. Глаголы труда. Глаголы
звучания. Глаголы, выражающие чувства человека, его характер и поступки.
Глаголы близкие и противоположные по значению. Употребление глаголов в
прямом и переносном значении. Правописание частицы не с глаголом. Изменение
глагола во времени. Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола. Будущее
время глагола. Образование временных форм глагола от начальной формы одного и
того же глагола. Замена одних временных форм глагола другими. Время и число
глагола. Неопределенная форма глагола на -ть-. Неопределенная форма глагола на ти- ,- чь-. Дифференциация слов с буквой -ч- в конце слова. Изменение глагола по
лицам. Распознавание лица глагола по местоимению. Изменение глагола по лицам.
Правописание глаголов на -ться- и -чься-.1 лицо глагола (ед.ч.) . 1 лицо глагола
(мн.ч.). 2 лицо глагола (ед.ч. и мн.ч.). 3 лицо глагола (ед.ч. и мн.ч.).
5
Учебно – тематический план (68 часов).
№
п/п
Наименование разделов и тем
Часы
времени
1
Обследование
6
2
3
Дифференциация согласных
Дифференциация
звонких
глухих согласных
Глагол
Обследование
Итого
4
5
6
12
и 14
32
4
68
учебного Количество
проверочных
работ
1
1
2
Формы контроля:
анализ устной и письменной речи в начале и в конце года
(фронтальный и индивидуальный);
проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)
6
№
п\п
Дата
проведения
План
Факт
Календарно – тематическое планирование по логопедии
8 класс (68 часов)
Наименование разделов, тем уроков
Количеств
Содержание
о часов
коррекционной работы
1.
Обследование импрессивной речи.
1
2.
Обследование связной речи.
1
3.
Обследование словарного запаса.
1
4.
Обследование грамматического строя речи.
1
5.
Обследование слоговой структуры слова.
1
6.
Обследование чтения и письма.
1
7
Грам. тема: Дифференциация Р-Л в словах
слогах.
Лекс. тема: Окружающий мир.
1
8
Грам. тема: Дифференциация Р-Л в
словосочетаниях и предложениях, в связных
текстах.
Лекс. тема: Как я провел лето
1
9
Грам. тема:Дифференциация Ч-Щ в слогах и
словах.
1
7
Уточнение диагноза.
Исследование неречевых
психических функций.
Воспроизведение
звукослоговой структуры
слова. Исследование
лексики и грамматического
строя речи.
Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для
их обозначения на письме.
Работа со словамипаронимами. Развитие
фонематического
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Дифференциация звуков
изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях и
предложениях.
Соотнесение звуков занятия
с символами и «опорами»
для обозначения на письме.
Развитие фонематического
анализа и синтеза
Соотнесение звуков с
символами и буквами.
Примечание
Лекс. тема: Дом, в котором я живу
10
Дифференциация Ч-Щ в предложениях,
связных текстах. Признаки осени Грам. тема:.
Лекс. тема:
1
11
Грам. тема: Дифференциация Ч-Ц в словах и
предложениях.
Лекс. тема: Сезонные изменение в природе
1
12
Грам. тема:Дифференциация Ч –Ц в связных
текстах.
Лекс. тема: Работы осенью
1
13
Дифференциация С-Ч в словах и
предложениях. Птицы Грам. тема:.
1
8
Сравнительная
характеристика звуков.
Дифференциация звуков
изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях,
предложениях. Развитие
зрительного восприятия,
слуховой памяти, внимания
и координации движений
Соотнесение согласных
звуков с символами и
«опорами» для их
обозначения на письме.
Развитие фонематического
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Соотнесение согласных
звуков с символами и
«опорами» для их
обозначения на письме.
Развитие фонематического
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Дифференциация звуков
изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях и
предложениях.
Соотнесение звуков занятия
с символами и «опорами»
для обозначения на письме.
Развитие фонематического
анализа и синтеза
Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для
Лекс. тема:
14
Грам. тема: Дифференциация С-Ч в связных
текстах.
Лекс. тема: Человек и природа
1
15
Грам. тема: Дифференциация З-Ж в словах и
предложении.
Лекс. тема: Человек и природа
1
16
Грам. тема:.Дифференциация З-Ж в связных
текстах.
Лекс. тема: Подготовка человека к зиме
1
9
их обозначения на письме.
Работа со словамипаронимами. Развитие
фонематического
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для
их обозначения на письме.
Работа со словамипаронимами. Развитие
фонематического
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Дифференциация звуков
изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях и
предложениях.
Соотнесение звуков занятия
с символами и «опорами»
для обозначения на письме.
Развитие фонематического
анализа и синтеза
Соотнесение звуков с
символами и буквами.
Сравнительная
характеристика звуков.
Дифференциация звуков
изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях,
предложениях. Развитие
зрительного восприятия,
слуховой памяти, внимания
и координации движений
17
Проверочная работа
1
18
Грам. тема: Дифференциация Ж-Ш в слогах и
словах.
Лекс. тема: Перелетные птицы
1
19
Грам. тема: Дифференциация Ж - Ш в
предложениях, тексте.
Лекс. тема: Перелетные птицы
1
20
Грам. тема: Дифференциация С-Ш в слогах и
словах.
Лекс. тема: Водоплавающие птицы
1
10
Дифференциация звуков
изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях и
предложениях.
Соотнесение звуков занятия
с символами и «опорами»
для обозначения на письме.
Развитие фонематического
анализа и синтеза
Соотнесение согласных
звуков с символами и
«опорами» для их
обозначения на письме.
Развитие фонематического
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для
их обозначения на письме.
Работа со словамипаронимами. Развитие
фонематического
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Соотнесение звуков с
символами и буквами.
Сравнительная
характеристика звуков.
Дифференциация звуков
изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях,
предложениях. Развитие
зрительного восприятия,
слуховой памяти, внимания
и координации движений
21
Грам. тема: Дифференциация С-Ш в
словосочетаниях и предложениях
Лекс. тема: Водоплавающие птицы
1
22
Грам. тема: Дифференциация С-Ш в связных
текстах.
Лекс. тема: Домашние животные и их
детеныши
1
23
Грам. тема: Дифференциация Г-К в слогах и
словах.
Лекс. тема: Содержание домашних животных
осенью
1
24
Грам. тема: Дифференциация Г-К в
словосочетаниях и предложениях.
Лекс. тема: Дикие животные и их детеныши
1
11
Дифференциация звуков
изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях и
предложениях.
Соотнесение звуков занятия
с символами и «опорами»
для обозначения на письме.
Развитие фонематического
анализа и синтеза
Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для
их обозначения на письме.
Работа со словамипаронимами. Развитие
фонематического
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Дифференциация звуков
изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях и
предложениях.
Соотнесение звуков занятия
с символами и «опорами»
для обозначения на письме.
Развитие фонематического
анализа и синтеза
Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для
их обозначения на письме.
Работа со словамипаронимами. Развитие
фонематического
25
Грам. тема: Дифференциация Г-К в связных
текстах.
Лекс. тема: Дикие животные и их детеныши
1
26
Грам. тема: Дифференциация Д-Т в слогах и
словах.
Лекс. тема: Зима. Зимние месяца. Зимующие
птицы.
1
27
Грам. тема: Дифференциация Д-Т в
словосочетаниях и предложениях.
Лекс. тема: Назначение мебели, части
предметов мебели.
1
28
Грам. тема: Дифференциация Д-Т в связных
текстах
Лекс. тема: Мебель. Материалы из которых
она сделана.
1
12
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Соотнесение согласных
звуков с символами и
«опорами» для их
обозначения на письме.
Развитие фонематического
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Соотнесение звуков с
символами и буквами.
Сравнительная
характеристика звуков.
Дифференциация звуков
изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях,
предложениях. Развитие
зрительного восприятия,
слуховой памяти, внимания
и координации движений
Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для
их обозначения на письме.
Работа со словамипаронимами. Развитие
фонематического
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Дифференциация звуков
изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях и
предложениях.
Соотнесение звуков занятия
с символами и «опорами»
29
Грам. тема: Дифференциация Б-П в слогах и
словах.
Лекс. тема: Виды посуды
1
3031
Грам. тема: Дифференциация Б-П в
словосочетаниях и предложениях.
Проверочная работа.
2
32
Грам. тема: Дифференциация Б-П в связной
речи.
Лекс. тема: Новый год
1
33
34
Грам. тема: Значение глагола в предложении.
1ч
Лекс. тема: Транспорт. Виды транспорта.
Грам. тема: Глаголы движения.
1ч
Лекс. тема: Профессии на транспорте,
13
для обозначения на письме.
Развитие фонематического
анализа и синтеза
Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для
их обозначения на письме.
Работа со словамипаронимами. Развитие
фонематического
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Соотнесение звуков с
символами и буквами.
Сравнительная
характеристика звуков.
Дифференциация звуков
изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях,
предложениях. Развитие
зрительного восприятия,
слуховой памяти, внимания
и координации движений
Соотнесение звуков с
символами и «опорами» для
их обозначения на письме.
Работа со словамипаронимами. Развитие
фонематического
восприятия, внимания,
анализа и синтеза
Обогащение
глагольного
словаря. Развитие навыков
словоизменения.
Подбор
действия
к
предмету.
трудовые действия.
35
36
37
38
39
40
41
4244
45
46
47
48
Грам. тема: Глаголы труда.
Лекс. тема: Профессии.
Грам. тема: Глаголы звучания.
Лекс. тема: Трудовые действия.
Грам. тема: Глаголы речи.
Лекс. тема: Инструменты
Грам. тема: Глаголы цвета.
Лекс. тема: Инструменты
Грам. тема: Глаголы, выражающие чувства
человека, его характер и поступки.
Лекс.
тема:
Комнатные
растения.
(Размножение, уход за ними.)
Грам. тема: Глаголы близкие и
противоположные по значению.
Лекс. тема: Комнатные растения.
(Размножение, уход за ними.)
Грам. тема: Употребление глаголов в прямом
и переносном значении.
Лекс. тема: Животные жарких стран.
(Повадки, детеныши.)
Грам. тема: Правописание частицы не с
глаголом.
Лекс. тема: Животный мир морей и океанов.
Речные, аквариумные рыбы.
Грам. тема: Изменение глагола во времени.
Лекс. тема: Ранняя весна.
Грам. тема: Настоящее время глагола.
Лекс. тема: Весенние месяцы.
Грам. тема: Прошедшее время глагола.
Лекс. тема: Первые весенние цветы.
Грам. тема: Будущее время глагола.
Лекс. тема: Мамин праздник.
14
1ч
1ч
Соотнесение
слов,
обозначающих
действия
предмета, с графической
схемой
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Работа по словоизменению.
Согласование
имен
существительных
с
глаголами
в
числе.
Обогащение
словаря
действий.
Преодоление
аграмматизма в устной
речи. Развитие внимания,
мышления и восприятия
4950
51
5253
5455
5657
58
59
60
Грам. тема: Образование временных форм
глагола от начальной формы одного и того же
глагола.
Лекс. тема: Наша Родина.
. Грам. тема: Замена одних временных форм
глагола другими.
Лекс. тема: Столица Родины
2ч
Грам. тема: Время и число глагола
Лекс. тема: Родной город.
Грам. тема: Неопределенная форма глагола на
-ть-.
Лекс. тема: Знакомство с творчеством С.Я.
Маршака
Грам. тема: Неопределенная форма глагола на
-ти- ,- чьЛекс. тема: Знакомство с творчеством К.И.
Чуковского
. Грам. тема: Дифференциация слов с буквой ч- в конце слова
Лекс. тема: Знакомство с творчеством К.И.
Чуковского
Грам. тема: Изменение глагола по лицам.
Распознавание лица глагола по местоимению.
Лекс. тема: Знакомство с творчеством С.В.
Михалкова
2ч
1ч
2ч
2ч
1ч
1ч
Грам. тема: Изменение глагола по лицам.
1ч
Лекс. тема: Знакомство с творчеством С.В.
15
Знакомство с категорией
времени глагола. Развитие
навыка постановки вопроса
к глаголам. Изменение
глагола
по
временам.
Развитие пространственновременных отношений
Знакомство с категорией
времени глагола. Развитие
навыка постановки вопроса
к глаголам. Изменение
глагола
по
временам.
Развитие пространственновременных отношений
Согласование глагола с
существительным в роде.
Работа по словоизменению.
Соотнесение слов-действий
с графической схемой.
Работа
с
антонимами,
синонимами
Работа по словоизменению.
Согласование
имен
Михалкова
6162
Грам. тема: Правописание глаголов на -ться2ч
и -чься-. Проверочный диктант
Лекс. тема: Знакомство с творчеством А.Л.
Барто
63
Грам. тема: 1 лицо глагола (ед.ч.)
1ч
64
Лекс. тема: Растения и животные весной.
Грам. тема: 2 лицо глагола (ед.ч. и мн.ч.)
Лекс. тема: Лето
1ч
6568
Фронтальное обследование
1
16
существительных
с
глаголами
в
числе.
Обогащение
словаря
действий.
Преодоление
аграмматизма в устной
речи. Развитие внимания,
мышления и восприятия
Согласование глагола с
существительным в роде.
Работа по словоизменению.
Соотнесение слов-действий
с графической схемой.
Работа
с
антонимами,
синонимами
Обследование навыков
чтения и письма
Материально – техническое обеспечение
Список литературы:
1. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в
коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
2. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005
г.
3. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому
языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
4. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому
языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
5. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому
язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
6. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у
детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
7. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы
коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:,
«Просвещение», 1991 г.
8. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
9. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
10. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
11. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». –
«Аквариум Фгуппв», 2004 г.
12. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением
языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
13. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением
языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
17