МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
МКОУ "Кузнецовская ООШ"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
по УВР
Директор
________________________
Посредникова М.В.
Приказ № 67-3ОД от
30.08.2023 г.
________________________
Шархун Н.Л.
Протокол № 1 от 29.08.2023 г
Адаптированная рабочая программа
учебного курса
«Литература» для 8 класса
Кузнецово, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по чтению для 8 класса составлена
на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Приказ Минобразования РФ от 10.04. 2002 года №29/2065п «Об
утверждении
учебных
планов
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии" (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта2014
года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования» (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с
изменениями и дополнениями).
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих
программах учебных предметов».
- Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: 5-9 кл.: / Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.:
«Просвещение», 2010;
Адаптированная рабочая программа,
рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
согласно
учебному
плану
При реализации адаптированной рабочей программы используется
учебник: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений XIII вида. З.Ф. Малышева. - М.: «Просвещение», 2014г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения чтения в 8 классе обучающийся должен
знать/понять
знать наизусть 8 – 10 стихотворений (объем 12 строк);
биографии писателей и их творчество;
литературные жанры: стихотворение, былины, сказки, рассказы, устное
народное творчество;
уметь
читать вслух правильно, бегло, целым словом трудные по структуре слова
в соответствии с нормами орфоэпического произношения;
читать про себя доступные по содержанию отрывки из произведений и
пересказывать их;
определять черты характера главных героев и выражать свое отношение
к ним (нравится – не нравится, почему);
пересказывать прочитанный текст с опорой на план и выделенную
авторскую лексику;
выделять незнакомые слова и давать им объяснение (с помощью словаря).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Устное народное творчество (11 ч.)
Русские народные бытовые песни, пословицы, сказки. Жанры сказок:
волшебные. Бытовые, сказки про животных. Нравственный смысл сказок:
добро должно побеждать зло; хочешь счастья – учись уму разуму, не нарушай
данного слова. Законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное
повторение событий, концовка.
Былины (в авторском переложении) как отражение исторического
прошлого народа.
2. Произведения русских писателей XIX века (65 ч.)
Примерный список авторов: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А.
Крылов, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, И. С. Никитин, Д. М. Мамин-Сибиряк,
А. Бунин, А. И. Куприн и др.
Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае,
который явился основой для создания, включенного в учебник произведения.
3. Произведения русских писателей 1-й половиныXX века (29 ч.)
Примерный список авторов: В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И., А. М.
Горький, С. А. Есенин, А. Н. Толстой, К. М. Симонов.
4. Произведения русских писателей 2-й половиныXX века(27 ч.)
Примерный список авторов: К. Г. Паустовский, А. Т. Твардовский, В. М.
Шукшин, Н. А. Рыленков, Ю. Коваль, Р. П. Погодин, Р. М. Рождественский,
В. П. Астафьев.
Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае,
который явился основой для создания, включенного в учебник произведения.
Навыки чтения.
Дальнейшее
совершенствование
сознательного,
правильного,
выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного
произношения. Чтение целым словом и по слогам (для школьников с
трудностями в овладении навыком чтения). Самостоятельная подготовка к
выразительному чтению с последующей его оценкой классом. Чтение
диалогов по ролям, драматизация.
Работа с текстом. Совершенствование умения устанавливать
смысловые связи событий, поступков героев. Анализ (с помощью учителя)
литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных
истин. Составление характеристики героев путем отбора соответствующих
мест текста для подтверждения определенных черт характера. Выделение
авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с
помощью учителя). Формирование умения размышлять над поступками
героев с точки зрения современной жизни. Нахождение в тексте фрагментов
описательного и повествовательного характера, установление их различий.
Выделение частей текста. Определение основной мысли каждой части текста.
Составление плана. Отбор опорных слов в каждой части для пересказа.
Пересказ прочитанного текста. Составление пересказа от имени одного из
героев. Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу,
выступая в роли учителя. Умение различать сказку, рассказ, басню,
стихотворение.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов.
Коллективное обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного
чтения (с помощью учителя).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся.
Устное народное творчество
Сказки
Пословицы и
поговорки
Баллады
Былины
3
2
А. С. Пушкин
М. Ю. Лермонтов
И. А. Крылов
Н. А. Некрасов
И. С. Никитин
И. С. Тургенев
Л. Н. Толстой
20
12
7
13
4
6
3
2
4
1
1
1
Осознанно воспринимает и понимает фольклорный
текст; различать фольклорные и литературные
произведения; выделяет нравственную проблематику
народных песен как основу для развития представлений
о нравственном идеале русского народа, формирования
представлений о русском национальном характере.
Участвует в беседе, отвечает на вопросы учителя, делает
выводы. Слушает, выполняет записи в тетради, отвечает
на вопросы учителя. Подведение итогов.
Произведения русских писателей 19 века
Воспринимает художественный текст как произведение
искусства, послание автора читателю, современнику и
1
потомку; определяет для себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выявляет авторскую
2
позицию, определяя своѐ к ней отношение, создаёт
собственный текст интерпретирующего характера в
формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос.
Участвует в беседе, отвечает на вопросы учителя, делает
выводы. Слушает, выполняет записи в тетради, отвечает
на вопросы учителя. Подведение итогов.
Произведения русских писателей 1-й половины 20 века
А. П. Чехов
3
В. Г. Короленко
М. Горький
С. А. Есенин
А. П. Платонов
А. Н. Толстой
Н. А. Заболоцкий
8
4
4
3
4
2
1
К. Г. Паустовский
Р. И. Фраерман
Л. А. Кассиль
А. Т. Твардовский
В. М. Шукшин
В. П. Астафьев
Р. П. Погодин
А. А. Сурков
4
5
3
3
4
3
5
5
1
Всего:
136 часов
Воспринимает художественный текст как произведение
искусства, послание автора читателю, современнику и
потомку; определяет для себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выявляет авторскую
1
позицию, определяя своѐ к ней отношение, создаёт
собственный текст интерпретирующего характера в
формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос.
Участвует в беседе, отвечает на вопросы учителя, делает
выводы. Слушает, выполняет записи в тетради, отвечает
на вопросы учителя. Подведение итогов.
Произведения русских писателей 2-й половины 20 века
Воспринимает художественный текст как произведение
искусства, послание автора читателю, современнику и
потомку; определяет для себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выявляет авторскую
позицию, определяя своѐ к ней отношение, создаёт
1
собственный текст интерпретирующего характера в
формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос.
Участвует в беседе, отвечает на вопросы учителя, делает
выводы. Слушает, выполняет записи в тетради, отвечает
на вопросы учителя. Подведение итогов.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Тема урока
Количество часов
Всего
Инструктаж по ТБ на уроках чтения.
Устное народное творчество
(сказки).
«Волшебное колечко» (русская
народная сказка).
Сказка «Волшебное кольцо». Сюжет
сказки. Характеристика героев.
Сказка «Волшебное кольцо».
Добрые поступки Мартынки.
Пословицы и поговорки.
Баллады.
В.А.Жуковский «Перчатка».
И.З.Суриков «Нашла коса на
камень».
Былина «Садко».
Былина «Садко»..Выборочное
чтение. Чтение по ролям.
Былина «Садко»..Выделение
устаревшей лексики. Работа с
иллюстрацией. Ответы на вопросы.
1
Александр Сергеевич Пушкин.
Александр Сергеевич Пушкин.
1
1
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Контрольные
Практические
работы
работы
Устное народное творчество
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Произведения русских писателей 19 века
М.Я. Басина «Публичное
испытание».
М.Я. Басина «Публичное
испытание».
И.И. Пущин «Записки о Пушкине».
А.С. Пушкин «Во глубине
сибирских руд…».
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
А.С. Пушкин «И.И. Пущину».
А.С. Пушкин «И.И. Пущину».
А.С. Пушкин «19 октября 1827» и
«Няне».
А.С. Пушкин «Сожженное письмо»,
«Я вас любил:..».
А.С. Пушкин «Сожженное письмо»,
«Я вас любил:..».
А.С. Пушкин «Сказка о попе т
работнике его Балде».
Самостоятельное чтение. Чтение по
ролям.
А.С. Пушкин «Сказка о попе т
работнике его Балде».
А.С. Пушкин «Сказка о попе т
работнике его Балде».
А.С. Пушкин «Сказка о попе т
работнике его Балде».
А.С. Пушкин «Сказка о попе т
работнике его Балде».
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о
работнике его Балде»
Беседа по содержанию. Устаревшая
лексика в сказке.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о
работнике его Балде». Образы героев
в сказке.
Внеклассное чтение. Устный журнал
«По страницам книг А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта».
М.Ю. Лермонтов «Родина».
М.Ю. Лермонтов «Парус».
М.Ю. Лермонтов «Сосна».
М.Ю. Лермонтов «Сказка про царя
Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова».
М.Ю. Лермонтов «Сказка про царя
Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова».
М.Ю. Лермонтов «Сказка про царя
Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова».
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова». Рассказ Алены
Дмитриевны мужу.
Чтение по ролям отрывка из «Песни
про царя Ивана Васильевича » М.Ю.
Лермонтова.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Калашникова». Кулачный бой на
Москве-реке.
М.Ю. Лермонтов «Песня царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова»
(обобщающий урок)
Беседа по содержанию, определение
авторского отношения к героям
песни. Сравнение зачина о концовки.
Внеклассное чтение. Поэтический
урок..
И.А. Крылов.
И.А. Крылов «Волк на псарне».
И.А. Крылов «Волк на псарне».
И.А. Крылов «Осёл и соловей».
И.А. Крылов «Осёл и соловей».
И.А. Крылов «Муха и пчела».
Внеклассное чтение. «Счастливый
случай».
Н.А. Некрасов «Размышления у
парадного подъезда».
Н.А. Некрасов «Размышления у
парадного подъезда».
Н.А. Некрасов «В полном разгаре
страда…».
Н.А. Некрасов «В полном разгаре
страда…».
Н.А. Некрасов «Мороз, красный
нос».
Н.А. Некрасов «Русские женщины».
Рассказ о декабристах, их жизни в
сибирской каторге. Составление
плана. Словесное рисование.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Н.А. Некрасов «Русские женщины».
Н.А. Некрасов «Русские женщины».
Н.А. Некрасов «Русские женщины».
Н.А.Некрасов «Русские женщины».
Деление текста стихотворения на
части. Выборочное чтение.
Выразительное чтение
стихотворения
Внеклассное чтение. Произведения
Н.А. Некрасова.
И.С. Никитин.
И.С. Никитин «Русь».
И.С. Никитин «Утро на берегу
озера».
И.С. Никитин «Утро на берегу
озера».
И.С. Тургенев.
И.С. Тургенев «Муму». Приезд
Герасима в город.
И.С. Тургенев «Муму».
Необыкновенное происшествие.
И.С. Тургенев «Муму». Муму в
барских покоях.
И.С. Тургенев «Муму».
Переживания Герасима. Переполох в
доме.
И.С. Тургенев «Муму». Решение
Герасима. Твёрдость слова и сила
воли Герасима
Л.Н. Толстой «После бала».
Л.Н. Толстой «После бала».
Л.Н.Толстой «После бала».
Выборочный пересказ.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Произведения русских писателей 1-й половины 20 века
А.П. Чехов.
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».
А.П.Чехов «Лошадиная фамилия».
Характеристика отношения автор, а
к героям.
В.Г. Короленко.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Знакомство детей.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Жизнь в усадьбе.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
В обществе молодёжи.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Объяснение Эвелины и Петра.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Гордое сознание своей силы.
Работа с иллюстрацией. Выявление
авторского отношения к героям
повести.
Краткий пересказ повести по плану.
М. Горький.
М. Горький «Макар Чудра».
А.М.Горький «Макар Чудра».
Главные герои.
А.М.Горький «Макар Чудра».
Работа с иллюстрациями.
Составление плана пересказа.
Опорные слова. Пересказ по плану.
С.А. Есенин. Биография поэта.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
С.А. Есенин «Спит ковыль». Работа
над образными словами и
выражениями. Словесное рисование
С.А. Есенин «Пороша». Работа над
образными словами и выражениями.
Словесное рисование
С.А. Есенин «Отговорила роща
золотая».
А.П. Платонов.
А.П. Платонов «Разноцветная
бабочка».
Беседа по творчеству писателя,
содержанию сказки. Признаки
сказки. Составление плана
А.Н. Толстой.
А.Н. Толстой «Русский характер».
. Произведение А.Н. Толстого
«Русский характер». Егор Дрёмов на
войне.
А.Н.Толстой. «Русский характер».
Егор Дремов в родительском доме.
Н.А. Заболоцкий «Некрасивая
девчонка».
Н.А. Заболоцкий «Некрасивая
девчонка».
1
К.Г.Паустовский .
К.Г. Паустовский «Телеграмма».
Одиночество Екатерины Петровны.
К. Паустовский «Телеграмма
Раскаяние Насти.
Внеклассное чтение. «Путешествие
в живую природу».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Произведения русских писателей 2-й половины 20 века
1
1
Р.И. Фраерман.
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго,
или повесть о первой любви. Печаль
и радость.
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго,
или повесть о первой любви». В
школе.
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго,
или повесть о первой любви». Пурга.
Катя и Коля.
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго,
или повесть о первой любви».
Прощание.
Л.А. Кассиль.
Л.А. Кассиль «Пекины бутсы».
Л. А. Кассиль «Пекины бутсы».
Личностные качества Пеки.
А.Т. Твардовский.
А.Т. Твардовский «Василий Теркин».
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».
Гармонь.
В.М. Шукшин.
В.М. Шукшин «Гринька Малюгин».
Оценка главного героя. Пожар в
бензохранилище.
В.М. Шукшин «Гринька Малюгин».
Понятие о красоте человека.
Р.р. Что такое красота?
В.П. Астафьев.
В.П. Астафьев «Далекая и близкая
сказка». «Далёкая и близкая сказка».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
В.П. Астафьев «Далекая и близкая
сказка». «Далёкая и близкая сказка».
Роль музыки в жизни человека.
Р. П. Погодин.
Р. П. Погодин «Алфред». Дед Улан.
Занятия ребят.
Р.П. Погодин «Алфред». Появление
Алфреда в деревне.
Р.П. Погодин «Алфред». Помощь
ребят колхозу. Случай в саду у деда
Улана.
Сравнительная характеристика
Стёпки и Алфреда по плану.
А.А. Сурков «Родина».
А.А. Сурков «Родина».
А.А. Сурков «Родина».
Выразительное чтение.
Внеклассное чтение. Читаем летом.
Урок – путешествия «По страницам
учебника».
Всего:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
136 часов