Биология 5-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
МКОУ "Кузнецовская ООШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор

________________________

Посредникова М.В.
Приказ № 67-3ОД от
30.08.2023 г.

Шархун Н.Л.
Протокол № 1 от 29.08.2023 г

________________________

Адаптированная
основная образовательная программа для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
по учебному предмету «Биология»
5-9 классы

Кузнецово, 2023
1

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана в соответствии с:
 Федеральным Законом от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 №1598;
 Адаптированной основной общеобразовательной программы для учащихся с легкой
умственной отсталостью МКОУ «Кузнецовская ООШ»
 Учебным планом школы.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Биология» реализуется через обязательную часть учебного плана.
Рабочая программа «Биология» для 5-9 классов рассчитана на 340 часов в соответствии с
учебным планом:
5 класс - 68 часов (по 2 часа в неделю)
6 класс - 68 часов (по 2 часа в неделю);
7 класс - 68 часов (по 2 часа в неделю);
8 класс - 68 часов (по 2 часа в неделю);
9 класс - 68 часов (по 2 часа в неделю).
Срок реализации программы - 5 лет.
№

Автор/авторский коллектив

1

Природоведение

2
3
4

Биология. Неживая природа
Биология. Растения. Бактерии. Грибы
Биология. Животные.

5

Биология. Человек.

Наименование
учебника
Т.М.
Лифанова,
Е.Н. Соломина:
А.И. Никишов.
З.А. Клепинина
А.И. Никишов. А.В.
Теремов.
Е.Н. Соломина. Т.В.
Шевырѐва.

Класс

Издательство

5

Просвещение

6
7
8

Просвещение
Просвещение
Просвещение

9

Просвещение

Планируемые результаты освоения
учебногопредмета «Биология» в 5-9 классах
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
основным отличиям животных от растений;
признакам сходства и различия между изученными группами животных;
общим признакам, характерных для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названиям некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных,
особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых
животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

основным требованиям ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными
животными (известными учащимся).

названию, строению и расположению основных органов организма человека;

элементарным представлением о функциях основных органов и их систем;






2

влиянием физических нагрузок на организм;
основным санитарно-гигиеническим
правила.Выпускник получит
возможность научиться:

узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых
объектах;

кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных
животных;

устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания:
приспособленияк ней, особенности строения организма и поведения животных;

проводить несложный уход за некоторыми домашними животными (птицы,
звери,рыбы), имеющимися у детей дома;

рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках)
•
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого
организма вповседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
•
соблюдать санитарно-гигиенические правила.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с
учебником, тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.
Предметы и явления неживой природы.
Земля- планета солнечной системы (2 часа)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в
космос. Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость
изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе. Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Соотношение воды и суши на Земле.
Сезонные изменения в природе (10 часов)
Погода. Дождь, облака и туман. Снег, град, роса и иней. Времена года. Осень.
Экскурсия «Сезонные изменения в природе». Человек и осень. Зима. Весна. Лето
Наша страна (7 часов)
Россия. Москва – столица России. Москва – древний и современный город.
ТранспортМосквы. Города нашей Родины. Дом, в котором мы живем. Моя школа.
Природа нашей Родины (28 часов)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие
географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы
России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов.
Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению
учителя). Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные
достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители
растительного мира России и своего края. Животный мир на территории нашей страны.
Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники.
Заказники. Охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности.
Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Человек. Охрана здоровья (13 часов)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как
работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека
(режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная
система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха.
Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню
3

на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая
помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах,
ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Экология. Охрана природы (7 часов)
Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение.
Способыдобычи.
6

класс
Введение (4 часа)

Неживая и живая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу.
Вода (15 часов)
Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и ее измерение. Изменение
уровняводы при нагревании и охлаждении. Изменение состояния воды при замерзании.
Лед – твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в
природе. Вода – растворитель. Водные растворы и их использование. Водные растворы
в природе. Нерастворимые в воде вещества. Чистая и мутная вода. Питьевая вода.
Использование воды в быту, промышленности и в сельском хозяйстве. Охрана воды.
Что мы узнали о воде
Воздух (15 часов)
Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг. Воздух –
плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
расширении. Тѐплый воздух легче холодного. Движение воздуха в природе. Состав
воздуха. Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый
газ. Применение углекислого газа. Значение воздуха. Чистый и загрязнѐнный воздух.
Охрана воздуха. Что мы узнали о воздухе.
Полезные ископаемые (20 часов)
Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в
строительстве. Гранит. Известняки. Песок и глина. Горючие полезные ископаемые.
Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Полезные ископаемые из которых
получают минеральные удобрения. Калийная соль. Фосфориты и получаемые из них
фосфорные удобрения. Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.
Железные руды. Чѐрные металлы. Чугун. Сталь. Медная и алюминиевая руды.
Алюминий. Медь и олово. Что мы узнали о полезных ископаемых.
Почва (11 часов)
Что называют почвой. Состав почвы. Перегной – органическая часть почвы.
Песок и глина – минеральная часть почвы. Минеральные соли в почве. Различие почв
по их составу. Как проходит вода в разны почвы. Испарение воды из почвы Весенняя
обработка почвы. Охрана почв. Что мы узнали о почве.
Повторение (3 часа)
Что мы узнали о почве. Экскурсия к почвенным обнажениям. Повторение по теме
«Неживая природа»
7 класс
Введение (4 часа)
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение
растений в природе.
Растения вокруг нас (18 часов)
Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе. Строение растения.
Цветок. Плоды. Семя. Корень. Лист. Стебель. Растение целостный организм. Повторение.
Многообразие растительного мира (38 часов)
Деление растений на группы.
Многообразие
бесцветковых
растений. Голосеменные.
Многообразие бесцветковых растений. Мхи. Папоротники. Покрытосеменные или
цветковые. Деление цветковых на классы. Однодольные растения. Злаковые.
4

Однодольные растения. Лилейные. Однодольные растения. Цветочно-декоративные
лилейные. Практические работа: Перевалка и пересадка комнатных растений.
Практические работа: Строение луковицы. Двудольные растения. Пасленовые.
Двудольные растения. Бобовые. Двудольные растения. Розоцветные. Двудольные
растения. Биологические
особенности растений сада. Двудольные растения. Сложноцветные. Практические
работа: Строение клубня картофеля. Практические работа: Выращивание рассады. Уход
за комнатными растениями. Охрана растительного мира. Растение живой организм
Бактерии (2 часа)
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы (2 часа)
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и
ядовитые,их распознавание.
Весенние работы в саду (4 часа)
Экскурсия
«Весенняя
работа
в
саду».
Практическая
работа «Вскапываниеприствольных кругов
на
школьном учебно-опытном
участке».
Практическая
работа
«Рыхление междурядий и другие работы в саду и на
участке»Итоговый тест по курсу
8
класс
Введение (2 часа)
Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана
Беспозвоночные животные (11 часов)
Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей. Дождевой
червь. Круглые черви – паразиты человека. Черви-санитары пресных водоѐмов. Червисосальщики. Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни. Бабочкакапустница. Яблочная плодожорка. Майский жук. Комнатная муха. Медоносная пчела.
Тутовый шелкопряд.
Позвоночные животные. (55 часов)
Общие признаки позвоночных животных и деление их на группы.
Общие признаки, внешнее строение и скелет рыб. Внутреннее строение рыб.
Размножение и развитие рыб. Речные рыбы. Морские рыбы. Рыболовство и
рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб. Повторение по теме «Рыбы».
Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки
Внутреннее строение земноводных Размножение и развитие лягушки. Особенности
внешнего строения и образа жизни жабы Черты сходства земноводных с рыбами и
отличия от рыб.
Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение
пресмыкающихся. Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие
пресмыкающихся. Повторение по теме «Сравнение пресмыкающихся и земноводных».
Общие признаки птиц и особенности их внешнего строения. Особенности
скелета птиц.Особенности внутреннего строения птиц. Размножение и развитие птиц.
Птицы, кормящиеся ввоздухе. Птицы леса. Хищные птицы. Водоплавающие птицы.
Птицы, обитающие возле жильячеловека. Домашние птицы. Птицеводство.
Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих.
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Внутренние органы
млекопитающих. Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека.
Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов. Хищные звери. Дикие пушные
хищные звери. Разведение норки на зверофермах. Домашние хищные звери. Ластоногие
морские животные. Китообразные. Парнокопытные животные. Непарнокопытные
животные. Приматы. Корова. Содержание коров на фермах.Выращивание телят. Овцы.
Содержание овец и выращивание ягнят. Верблюды. Северные олени. Домашние свиньи.
Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят. Домашние
5

лошади.
Повторение по теме «Позвоночные животные». Итоговый тест
9 класс
Введение (2 часа)
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в
живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и
животных
(на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека (4 часа)
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток
и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Опора тела и движение (14 часов)
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет
человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах,
растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение
физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Кровь и кровообращение (9 часов)
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма
крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги
кровообращения.
Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение
сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное
влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь
организм).
Дыхание (7 часов)
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат.
Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов
дыхания.Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого
воздуха для дыхания.
Пищеварение (12 часов)
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты.
Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание
питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных
заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их
расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа (5 часа)
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения
(пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические
требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах,
ожогах и обмо- рожении.
Нервная система (7 часов)
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена
умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон
и его значение.
Органы чувств (3 часа)
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение
6

органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации (2 часа)
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые
в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное
обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и
современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы
органов и здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧинфекция и другие. Меры профилактики.
Тематическое планирование, 5 класс
№ п/п

Наименование раздела и тем

Количест
во часов

Введение (1 час)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Человек и природа.
Земля- планета солнечной системы (2 часа)
Земля и Солнце
Освоение космоса людьми
Сезонные изменения в природе (10 часов)
Погода
Дождь, облака и туман
Снег, град, роса и иней
Времена года
Осень
Экскурсия «Сезонные изменения в природе»
Человек и осень.
Зима
Весна
Лето
Наша страна (7 часов)
Россия
Москва – столица России
Москва – древний и современный город
Транспорт Москвы
Города нашей Родины
Дом, в котором мы живем
Моя школа.
Природа нашей Родины (28 часов)
Разнообразные поверхности земли
Почва
Вода и ее свойства
Вода в природе
Значение и охрана воды
Свойства воздуха
Состав и значение воздуха
Движение и температура воздуха.
Горные породы
Полезные ископаемые
Охрана недр и почвы
Экскурсия «Сезонные изменения в природе»
Разнообразие живой природы
Царства живой природы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

35
36
37

Условия, необходимые для жизни живых организмов
Растения и животные леса
Грибы
Растения и животные водоема

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

Животные морей и океанов
Растения и животные луга
Растения и животные сада
Декоративные растения садов
Комнатные растения.
Растения и животные огородов
Растения и животные полей
Домашние животные
Повторение по теме: «Природа нашей Родины»
Экскурсия в сад
Человек. Охрана здоровья (13 часов)
49
Строение тела человека
50
Наша кожа
51
Органы и опоры движения
52
Правильная ли у вас осанка
53
Для чего мы едим?
54
Наша пища
55
Кровь и кровеносная система
56
Как мы дышим?
57
Как из организма удаляются ненужные и вредные вещества
58
Как человек воспринимает окружающий мир
59
Кто всем руководит?
60
Здоровый образ жизни
61
Экскурсия в парк
Экология. Охрана природы (7 часов)
62
Человек часть природы
63
Природу надо беречь
64
Растения и животные, занесенные в «Красную книгу»
65
Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе
66 - 67 Уход за растениями.
68
Повторение по теме «Охрана природы»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

Тематическое планирование, 6 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование раздела и тем
Введение (4 часа)
Живая и неживая природа
Явления природы
Твердые тела, жидкости и газы
Для чего изучают природу?
Вода (15 часов)
Вода в природе
Вода - жидкость.
Температура воды и ее измерение.
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении
Изменение состояния воды при замерзании

Количеств
о часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Превращение воды в пар
Кипение воды
12 Три состояния воды в природе
13
Вода - растворитель
14
Водные растворы и их использование
15
Водные растворы в природе
16
Нерастворимые в воде вещества
17
Чистая и мутная вода
Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и
18
сельском хозяйстве. Охрана воды
19
Что мы узнали о воде
Воздух (15 часов)
20
Воздух в природе
21
Воздух занимает место
22
Воздух сжимаем и упруг
23
Воздух – плохой проводник тепла
24
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении
25
Теплый воздух легче холодного
26
Движение воздуха в природе
27
Состав воздуха
28
Кислород и его значение в жизни животных и растений
29
Углекислый газ
30
Применение углекислого газа
31
Значение воздуха
32
Чистый и загрязненный воздух
33
Охрана воздуха
34
Повторение по теме «Воздух»
Полезные ископаемые (20 часов)
35
Что такое полезные ископаемые
36
Полезные ископаемые, используемые в строительстве
37
Гранит
38
Известняки
39
Песок и глина
40
Горючие полезные ископаемые
41
Торф
42
Каменный уголь
43
Нефть
44
Природный газ
Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.
45
Калийная соль
46
Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
47
Железная руда
48
Черные металлы. Чугун
49
Сталь
50
Медная и алюминиевая руды
51
Алюминий
52
Медь и олово.
53
Экскурсия в историко-краеведческий музей
54
Что мы узнали о полезных ископаемых
Почва (11 часов)
55
Что называют почвой
56 Состав почвы
10
11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Перегной - органическая часть почвы
Глина, песок и минеральные соли – минеральная часть почвы
Минеральные соли в почве
Виды почв.
Как проходит вода в разные почвы
Испарение воды из почвы
Весенняя (предпосевная) обработка почвы
Осенняя (основная) обработка почвы
Охрана почв.
Повторение (3 часа)
Что мы узнали о почве
Экскурсия к почвенным обнажениям
Повторение по теме «Неживая природа»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование, 7 класс
№ п/п

Наименование раздела и тем

Введение (4 часа)
1
Многообразие живой природы
2
Разнообразие растений
3
Значение растений
4
Охрана растений
Растения вокруг нас (18 часов)
5
Строение растения и цветка
6
Виды соцветий
7
Опыление цветков
8
Разнообразие плодов
9
Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян
10
Внешний вид и строение семени фасоли
11
Строение семени пшеницы
12
Условия прорастания семян
13
Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву
14
Виды корней. Корневые системы
15
Значения корня. Видоизменения корней
16
Внешнее строение листа
17
Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ
в растении
18
Испарение воды листьями. Дыхание растений
19
Листопад и его значение
20
Строение стебля
21
Значение стебля в жизни растений
22
Разнообразие стеблей
Многообразие растительного мира (38 часов)
23
Растение - целостный организм
24
Деление растений на группы
25
Мхи- многолетние травянистые растения
26
Папоротники- нецветковые растения
27 Голосеменные хвойные растения
28
Деление цветковых растений на классы
29
Злаковые. Общие признаки злаковых
30
Хлебные злаковые культуры

Количеств
о часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Выращивание и использование злаков в народном хозяйстве
Лилейные. Общие признаки лилейных
Цветочно-декоративные лилейные
Овощные лилейные.
Дикорастущие лилейные
Повторение по теме «Однодольные растения»
Общие признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые
Особенности строения и выращивания картофеля.
Овощные пасленовые. Томат.
Баклажан и перец
Цветочно-декоративные пасленовые
Общие признаки бобовых
Пищевые бобовые растения
Фасоль и соя – южные бобовые культуры
Кормовые бобовые растения
Повторение по теме «Пасленовые и бобовые растения»
Общие признаки розоцветных
Шиповник
Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня
Груша
Особенности строения и выращивания вишни
Малина
Плодово-ягодные розоцветные. Земляника
Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры
Повторение по теме «Розоцветные растения»
Общие признаки сложноцветных
Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник
Календула и бархатцы –однолетние цветочные растения
Маргаритка и георгин – многолетние цветочно-декоративные
сложноцветные
Повторение по теме «Растения – живой организм»
Бактерии (2 часа)
Понятия о бактериях
Значений бактерий в природе и жизни человека
Грибы (2 часа)
Строение грибов
Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы
Весенние работы в саду (4 часа)
Экскурсия «Весенняя работа в саду»
Практическая работа «Вскапывание приствольных кругов на школьном
учебно-опытном участке»
Практическая работа «Рыхление междурядий и другие работы в саду и
на участке»
Итоговый тест по курсу

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование, 8 класс
№ п/п

1
2

Наименование раздела и тем
Введение (2 часа)
Многообразие животного мира
Значение животных и их охрана
Беспозвоночные животные (11 часов)

Количеств
о часов
1
1
11

Общие признаки беспозвоночных животных.
Общие признаки червей. Дождевой червь
Круглые черви-паразиты человека
Общие признаки насекомых и особенности их внешнего строения
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми
Бабочка капустница
Яблонная плодожорка
Майский жук
Комнатная муха
Медоносная пчела
Тутовый шелкопряд
Позвоночные животные (55 часов)
Общие признаки позвоночных животных и деление их на группы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Общие признаки, внешнее строение и скелет рыб
Внутреннее строение рыб
Размножение и развитие рыб
Речные рыбы
Морские рыбы
Рыболовство и рыбоводство
Рациональное использование и охрана рыб
Повторение по теме «Рыбы»
Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение
лягушки
24
Внутреннее строение земноводных
25
Размножение и развитие лягушки
26
Особенности внешнего строения и образа жизни жабы
27
Черты сходства земноводных с рыбами и отличия от рыб
28
Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение
пресмыкающихся
29
Внутреннее строение пресмыкающихся
30
Размножение и развитие пресмыкающихся
31
Повторение по теме «Сравнение пресмыкающихся и земноводных»
32
Общие признаки птиц и особенности их внешнего строения
33
Особенности скелета птиц
34
Особенности внутреннего строения птиц
35
Размножение и развитие птиц
36
Птицы, кормящиеся в воздухе
37
Птицы леса
38
Хищные птицы
39
Водоплавающие птицы
40
Птицы, обитающие возле жилья человека
41
Домашние птицы
42 Птицеводство
43
Общие признаки млекопитающих
44
Внешнее строение млекопитающих
45
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих
46
Внутренние органы млекопитающих
47
Грызуны
48
Значение грызунов в природе и жизни человека
49
Зайцеобразные
50
Разведение домашних кроликов
51
Хищные звери

1
1
1
1
1
1
1
1
1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Дикие пушные хищные звери. Разведение норки на зверофермах
Домашние хищные звери
Ластоногие морские животные
Китообразные
Парнокопытные животные
Непарнокопытные животные
Приматы
Корова. Содержание коров на фермах
Выращивание телят
Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят
Верблюды
Северные олени
Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах
Выращивание поросят
Домашние лошади
Повторение по теме «Позвоночные животные»
Итоговый тест

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование, 9 класс
№ п/п

Наименование раздела и тем

Введение (2 часа)
1
Науки, изучающие организм человека
2
Место человека среди млекопитающих
Общий обзор организма человека (4 часа)
3
Строение клетки
4
Типы тканей
5
Органы и системы органов
6
Общее знакомство с организмом человека
Опора тела и движение (14 часов)
7
Скелет человека и его значение. Основные части скелета.
8
Состав и строение костей
9
Соединение костей
10
Череп
11
Скелет туловища
12
Скелет верхних конечностей
13
Скелет нижних конечностей
14
Первая помощь при растяжении связок, переломах костей и вывихах
суставов
15 Значение и строение мышц
16
Основные группы мышц
17
Работа мышц. Физическое утомление
18
Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.
19
Значение опорно-двигательной системы.
20
Повторение по теме «Опора тела и движение»
Кровь и кровообращение (9 часов)
21
Значение крови и кровообращения
22
Состав крови.
23
Органы кровообращения. Сосуды.
24
Органы кровообращения. Сердце и его работа.
25
Большой и малый круги кровообращения.

Количеств
о часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13

Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение
Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце, кровеносные
сосуды
28
Первая помощь при кровотечениях
29
Повторение по теме «Кровь и кровообращение»
Дыхание (7 часов)
30
Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
31
Легкие - главный орган дыхательной системы
32
Газообмен в легких и тканях
33
Голосовой аппарат
34
Гигиена дыхания
35
Болезни органов дыхания и их предупреждение
36
Повторение по теме «Дыхание»
Пищеварение (12 часов)
37
Значение питания. Пищевые продукты.
38
Питательные вещества
39
Витамины
40
Органы пищеварения
41
Ротовая полость. Зубы.
42
Изменение пищи в желудке и кишечнике
43
Гигиена питания
44
Уход за зубами и ротовой полостью
45
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний
46
Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений
47
Пищевые отравления
48
Повторение по теме «Пищеварение»
Почки (3 часа)
49
Почки-органы выделения
50
Предупреждение почечных заболеваний
51
Повторение по теме «Органы мочевыделительной системы»
Кожа (5 часов)
52
Кожа и еѐ роль в жизни человека. Уход за кожей.
53
Волосы и ногти, уход за ними
54
Закаливание организма
55
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах
56
Первая помощь при ожогах и обморожении
Нервная система (7 часов)
57 Головной и спинной мозг
58
Нервы
59
Значение нервной системы
60
Режим дня. Гигиена труда.
61
Сон и его значение
62
Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему
63
Повторение по теме «Нервная система»
Органы чувств (3 часа)
64
Органы чувств. Орган зрения и гигиена.
65
Орган слуха. Гигиена слуха.
66
Органы обоняния и вкуса
Охрана здоровья человека в Российской Федерации (2 часа)
67
Охрана здоровья человека
68
Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации
26
27

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».