Кибербуллинг: как обезопасить ребенка в cети

01.11.2022


Большинство соцсетей не разрешает создавать собственные аккаунты детям до 13 лет. Младшие школьники, как правило, присутствуют в соцсетях под присмотром взрослых и реже сталкиваются с кибербуллингом и киберагрессией. В этом случае полезно заранее рассказать детям о том, как общаться в сети безопасно и что делать, если они столкнулись с киберагрессией.

Материал подготовлен при помощи эксперта — клинического и системного семейного психолога, педагога и основателя одноименной «Академии безопасности» Ольги Бочковой.

Что такое кибербуллинг и его разновидности

Травля в детских коллективах — это нередкое явление. Кибербуллинг часто становится продолжением травли в реальной жизни. Жертвой при этом может стать любой человек вне зависимости от пола и возраста. В этом нет его вины. Кибербуллинг — это агрессивные умышленные действия в интернете. Как и у травли в реальной жизни, у кибербуллинга есть ряд специфических признаков:

  • кибербуллинг совершается группой пользователей;
  • агрессивные действия продолжаются и повторяются в течение определенного времени;
  • кибербуллинг направлен на жертву, которой трудно защитить себя;
  • интернет позволяет совершать агрессивные действия анонимно.

    Киберагрессия часто становится продолжением травли в реальной жизни. Фото: oliveromg/shutterstock.com
Киберагрессия часто становится продолжением травли в реальной жизни. Фото: oliveromg/shutterstock.com

Ольга Бочкова отмечает, что агрессивное поведение в цифровой среде бывает разным, у киберагрессии много форм:

  • троллинг (оскорбления, обидные сообщения и фото в публичном пространстве: в социальных сетях, группах, на сайтах);
  • хейтинг (негативные комментарии и сообщения, в которых агрессор демонстрирует ненависть, критикует и ругает без объяснений);
  • флейминг (скандал на публике, когда большое количество людей присоединяется к одной обвинительной стороне и накидывается на другую, участники стараются друг друга унизить);
  • киберсталкинг (преследование в социальных сетях через повторяющиеся угрожающие, вызывающие тревогу и раздражение сообщения, при этом цель агрессора — напугать получателя, начать его контролировать);
  • грифинг (целенаправленное преследование одних игроков другими в онлайн-играх, чтобы лишить жертву удовольствия от игры);
  • секстинг (рассылка и публикация фото- и видеоматериалов интимного содержания);
  • создание фейковых аккаунтов (под вымышленными именами агрессоры выведывают у пострадавшего конфиденциальную информацию и распространяют ее);
  • взлом и подделка аккаунтов жертвы (цель таких действий — опорочить репутацию, выведать секреты и создать неверное впечатление о человеке);
  • преследование (цель преследователя — переключить внимание жертвы на себя и контролировать ее, при этом преследователь чередует доброжелательное общение с шантажом и угрозами).

Попробуйте интерактивные задания для детей на Учи.ру

Дарим скидку 15% по промокоду при покупке премиум доступа

Заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Галина Солдатова и аспирант Алина Ярмина в своем обзоре исследований отмечают, что агрессоры часто оказываются активными пользователями соцсетей и мессенджеров, считают себя опытными знатоками интернета. Половина из них подвергалась травле в сети ранее, и киберагрессия для них — способ справиться со своими переживаниями. Ольга Бочкова отмечает, что люди ввязываются в травлю, потому что не до конца понимают последствия, хотят привлечь к себе внимание, поддаются эффекту толпы. Кроме того, массовость и анонимность в интернете размывает ответственность. Человек, который присоединяется к травле, не чувствует, что от его комментария что-то зависит, ведь таких, как он, много, он не понимает, какую боль причиняет пострадавшему.


   Массовость и анонимность в интернете размывает ответственность: человек не понимает, какую боль причиняет пострадавшему. Фото: Sergey Maksienko/shutterstock.com
Массовость и анонимность в интернете размывает ответственность: человек не понимает, какую боль причиняет пострадавшему. Фото: Sergey Maksienko/shutterstock.com

Ольга Бочкова

Клинический и системный семейный психолог

Люди любят шутить друг над другом. Именно поэтому зачастую непросто отличить шутку от буллинга, особенно в интернете, где вы не видите выражение лица собеседника, не слышите интонацию. В интернете человек легко может отшутиться, заявить, что говорит несерьезно. Но если вам неприятно или просьба остановить злые комментарии не помогает, значит, ситуация уже переросла в кибербуллинг.

Что делать, если ребенка травят

Хочу такой сайт

При кибербуллинге многие процессы оказываются скрыты от наблюдения из-за того, что агрессоры используют электронные способы коммуникации. Кибербуллинг отличается от обычной травли тем, что пострадавший легко может сам стать агрессором и наоборот. Кибертравлю сложнее остановить, так как дети реже сообщают о ней родителям и другим ответственным взрослым. Свидетели травли могут никак не проявлять себя, при этом в интернете масштаб кибербуллинга может увеличиваться из-за большого количества свидетелей.

Ольга Бочкова

Клинический и системный семейный психолог

Если травля начинается в школьном чате, будут агрессоры, нападающие на пострадавшую сторону, а также часть детей, которые не участвуют в травле, при этом молчат и никак не реагируют на происходящее. Они все видят, могут даже не одобрять действия агрессоров, но молчат. Это зачастую развязывает руки агрессорам. Отсутствие обратной связи от общества дает последним ощущение, что их действия одобряют или как минимум оправдывают. Как только большинство наблюдателей активно озвучивает свою позицию, осуждая проявления травли, пострадавшая сторона чувствует поддержку, а агрессоры теряют изначальную силу. Вот почему роль наблюдателей так важна для остановки травли.

В правилах социальных сетей и интернет-платформ обычно есть запрет на агрессивные действия пользователей. О нарушении правил может сообщить сам пострадавший или наблюдатели.

Ольга Бочкова рекомендует вместе с детьми научиться пользоваться следующими инструментами самозащиты:

  • отправлять жалобу на оскорбительные или неуважительные комментарии, сообщения, фото, аккаунты и группы;
  • блокировать обидчиков, не боясь обидеть или выглядеть неудобным;
  • делать то же самое, если травля коснулась не тебя, а твоего друга, знакомого или одноклассника, чтобы социальная сеть получала сигналы о неправомерных действиях.

     Поддержка помогает избежать серьезных психологических последствий кибертравли — дает ощущение, что пострадавший не один на один с этой ситуацией. Фото: VGstockstudio/shutterstock.com
Поддержка помогает избежать серьезных психологических последствий кибертравли — дает ощущение, что пострадавший не один на один с этой ситуацией. Фото: VGstockstudio/shutterstock.com

Очень важно, чтобы дети не оставались молчаливыми свидетелями кибербуллинга, знали, у кого они могут попросить помощи и сообщали об агрессивном поведении в соответствующие службы поддержки социальных сетей. Чем активнее свидетели поддерживают пострадавшую сторону, тем выше вероятность того, что агрессор остановит травлю. Поддержка также помогает избежать тяжелых психологических последствий кибербуллинга — дает ощущение, что пострадавший не один на один с этой ситуацией.

Если ребенок столкнулся с кибербуллингом, используйте следующие рекомендации:

  1. Если аккаунт ребенка кто-то пытался взломать, закройте его профиль от посторонних лиц в настройках конфиденциальности; изучите подписчиков и удалите людей, которых ребенок не знает лично, с которыми он в конфликте или кого подозревает в травле.
  2. В настройках безопасности добавьте двухфакторную аутентификацию; смените пароли после попытки взлома; отмените возможность сохранять входы; добавьте резервную почту для восстановления пароля.
  3. Убедитесь, что пароли в социальных сетях и электронной почте достаточно сложные и отличаются.
  4. Если вы или ребенок увидели чужой профиль, в котором используются данные ребенка (имя, фото, видео), пожалуйтесь на страницу-клона и попросите сделать это друзей; чаще всего агрессоры берут информацию о пострадавшей стороне с ее же страницы — лучше закрыть профиль от посторонних глаз.
  5. Расскажите ребенку, что не стоит отправлять кому-либо в интернете свои фото, видео и другую личную информацию; научите обозначать свои границы словами «Я такое не отправляю, мне это не интересно, я не хочу об этом говорить»; дети часто боятся обидеть новых друзей — объясните, что не стоит приносить в жертву собственную безопасность ради спокойствия другого человека.
  6. Исчезающие сообщения и быстрое удаление отправленного не обеспечивает безопасность — агрессор может сделать снимок экрана, медиафайлы могут сохраняться автоматически даже после того, как ребенок их удалил у всех участников беседы.
  7. Если ребенок столкнулся с преследователем, помогите ему немедленно блокировать все аккаунты, связанные с агрессором; удалите из открытого доступа геометки и любые указания на то, где ребенок живет, учится, бывает; предупредите друзей и знакомых о существовании преследователя.
  8. При наличии угроз и киберпреследования обратитесь в полицию.
  9. В случае интенсивной вербальной агрессии в мессенджерах или соцсетях поддержите ребенка; нет смысла вступать с хейтером или троллем в диалог; заблокируйте агрессорам доступ к профилю ребенка в соцсети, удаляйте сообщения от агрессоров, отправьте их в черный список.
  10. Если агрессивных сообщений много и удалить их возможности нет, помогите ребенку игнорировать автора — скажите, что не стоит верить каждому написанному сообщению и искать в нем правду; ребенку очень нужна ваша поддержка.
  11. Если ребенок уже отправил личную информацию кому-то, помогите ему удалить то, что возможно удалить; все, что попадает в интернет, остается там навсегда; это не катастрофа — ребенку понадобится поддержка близких и друзей, чтобы справиться с ситуацией, если чувствительная информация будет обнародована; в некоторых случаях стоит удалить аккаунты ребенка в социальных сетях, чтобы оградить его от негативной информации, а также чтобы агрессор не имел возможности отмечать ребенка на фото и видео.

    Объясните ребенку, как устроено виртуальное общение, научите его обозначать личные границы в сети. Фото: LightField Studios/shutterstock.com
Объясните ребенку, как устроено виртуальное общение, научите его обозначать личные границы в сети. Фото: LightField Studios/shutterstock.com

Общие правила безопасности в интернете

Общение в интернете можно сравнить с прогулкой на улице: лучше сначала выходить в виртуальный мир вместе с ребенком. Объясните ребенку, как устроено виртуальное общение, и научите его обозначать личные границы в сети. Общие правила безопасности хорошо работают в виртуальной реальности. Везде, где есть возможность общения (в мессенджерах, социальных сетях, сетевых играх), ребенок может встретиться с киберагрессией. Покажите ему, как вы сами обеспечиваете свою безопасность в интернете, и научите его следовать общим советам:

Кибербуллинг, как и травля в реальной жизни, может иметь психологические последствия для ребенка. Дети часто не склонны делиться со взрослыми своими проблемами в сетевом общении, так как не могут оценить серьезность ситуации, хотят справиться самостоятельно или боятся ограничений со стороны родителей. Расскажите ребенку о базовых правилах безопасности в сети, обсуждайте с ним его опыт общения с сетевыми знакомыми. Если ребенок оказался в ситуации кибербуллинга, напомните ему, что он ни в чем не виноват, поддержите и помогите справиться с последствиями. Видов кибербуллинга много, невозможно быть готовым ко всему.

Просмотров всего: , сегодня:

Bulling - памятка для подростка.docx (скачать)
BULING в интернете..pdf (скачать) (посмотреть)
Руководство для подростков про буллинг КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ И ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ НАПАДАТЬ НА ДРУГИХ.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 15.11.2022

Дата обновления: 15.11.2022

Дата публикации: 01.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».