Управление образования Таборинского муниципального района,
Свердловской области.
МКОУ «Кузнецовская ООШ»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по
УВР
Директор
________________________
________________________
Посредникова М.В.
Шархун Н.Л.
Приказ № 64-од от 02.09.2024г.
Протокол № 1 от 29.08.2024 г
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
"Кукольный театр"
(художественной направленности)
Уровень освоения: базовый
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации программы: 2 года
Разработчик:Мягкова
Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования
д. Кузнецово, 2024
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
Паспорт программы ........................................................................................ 3
Пояснительная записка… ............................................................................... 4
1.1. Общие положения ................................................................................. 4
1.2. Цель и задачи программы… ................................................................. 9
1.3. Целевая аудитория программы ........................................................... 10
1.4. Форма обучения, сроки реализации, формы и режим занятий......... 10
1.5. Ожидаемые результаты…....................................................................10
1.6. Критерии и способы определения результативности ........................ 12
1.7. Формы подведения итогов реализации программы ...........................14
Учебный план ДООП «Кукольный театр» 1 год обучения .......................... 15
2.1. Учебно-тематический план и содержание модуля «Азбука театра
кукол» ................................................................................................... 16
2.2. Учебно-тематический план и содержание модуля «Основы
кукловождения»… ...............................................................................20
2.3. Учебно-тематический план и содержание модуля «Постановка
кукольного спектакля» ........................................................................24
Учебный план ДООП «Кукольный театр» 2 год обучения .......................... 28
3.1. Учебно-тематический план и содержание модуля «Мир кукольного
театра .................................................................................................... 29
3.2. Учебно-тематический план и содержание модуля «Фольклорный
театр»… ................................................................................................ 33
3.3. Учебно-тематический план и содержание модуля «Постановка
кукольного спектакля»… .....................................................................36
Ресурсное обеспечение программы .............................................................. 40
Список используемой и рекомендуемой литературы ................................. 45
2
Паспорт программы
1
Наименование
программы
2
3
Направленность
Основной вид деятельности по
программе
4
5
Место реализации
Уровень освоения программы
(ознакомительный,
базовый,
продвинутый)
Форма
обучения
(индивидуальная,
групповая;
очная,
очно-заочная,
дистанционная)
Ожидаемая
минимальная
и
максимальная
численность
детей, обучающихся в одной
группе
Возрастная
категория
обучающихся
Категория состояния здоровья
(включая указание на наличие
ОВЗ)
Сведения
о
необходимости
предоставления медсправки при
зачислении на обучение
Период реализации (в месяцах,
годах)
Продолжительность реализации
(в часах, в том числе по каждому
году обучения)
Сведения
о
квалификации
педагогических
работников,
реализующих образовательную
программу
6
7
8
9
10
11
12
13
образовательной
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Кукольный театр»
Художественная
Развитие творческих способностей
детей средствами кукольного
театрального искусства
МКОУ «Кузнецовская ООШ»
Базовый
Групповая, очная
Не более 15 человек
7-10 лет
Без ограничений
Не требуется
2 года
1 год обучения -144 часа
2 год обучения - 144 часа
Аттестована на соответствие
занимаемой должности
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общие положения
Дополнительная общеобразовательная
«Кукольный
театр»
(далее
-
ДООП)
общеразвивающая
художественной
программа
направленности
ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка в области
театрального искусства, формирование первоначальных знаний о кукольном
театре как явлении культуры, способствование формированию успешной
личности, адаптированной в современном обществе. Кукольный театр –
искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом
художественных
средств.
При
показе
спектаклей
кукольного
театра
применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописнодекоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Кукольный театр оказывает на детей большое воспитательное воздействие,
способствует формированию положительных черт характера каждого ребёнка,
таких как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение
сопереживать другим людям. Театральная деятельность учащихся формирует у
них навыки совместной деятельности, чувство общности, умение видеть свои
недостатки и способность просить помощи у окружающих, а в конечном итоге
способствует сплочению детей. Сегодня данный вид искусства очень актуален и
значим для гуманизации образования и воспитания.
Программа
составлена
в
соответствии
со
следующими
нормативными
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р);
4
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 года N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями от 02.02.2021);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020
№
28
«Об
утверждении
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«О
направлении
проектированию
информации» (с
дополнительных
«Методическими
общеразвивающих
рекомендациями
программ
по
(включая
разноуровневые программы)»;
Программа предусматривает базовый уровень освоения содержания
программы,
предполагающий
использование
и реализацию
таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Программой предусмотрен принцип разноуровневости, который позволяет
учитывать индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся.
При разработке и планировании занятий обеспечивается адресное донесение
информации
всем
детям,
осваивающим
программу.
Учебный
материал
(теоретический и практический) преподносится с учётом уровня развития
учащихся и разную степень освоения ими содержания программы.
Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на
решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Реализация
5
программы - одна из форм включения детей в творческую, художественноэстетическую деятельность, которая способствует формированию гармоничной
личности ребёнка. Программа содействует приобщению обучающихся к
культурному наследию. Всё это входит в приоритеты государственной политики
в области воспитания. Программа направлена на свободное, творческое развитие
каждого ребенка, профилактику асоциального поведения, интеллектуальное
духовное развитие личности, сохранению богатства национальной культуры
народов, проживающих на территории Российской Федерации. Одним из
основных направлений творческой деятельности является постановка кукольных
спектаклей, участие в массовых мероприятиях, конкурсах и фестивалях разного
уровня.
Новизна программы состоит в том, что она разработана с учётом
современных тенденций в образовании и построена по блочно-модульному
принципу освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на
возможность
выстраивания
ребёнком
индивидуальной
образовательной
траектории.
Отличительной
особенностью
программы
является
применение
конвергентного подхода, позволяющего выстраивать обучение, включающее в
себя элементы нескольких направленностей, в том числе использование техник
декоративно-прикладного
творчества.
Обучающиеся
выполняют
и
исполнительную работу, и работу по оформлению спектакля (изготовление
кукол, бутафории, реквизита). То есть становятся творцами будущего детища,
готовые выполнять любую работу, направленную на создание постановки. Хотя
при этом у некоторых детей может проявиться склонность к изобразительной,
либо к конструкторской деятельности, либо к игре с куклой. Это должно быть
обязательно учтено в процессе обучения в виде индивидуально-творческого
подхода к ребёнку.
Педагогическая
целесообразность
заключается
в применении
на
занятиях деятельностного подхода обучения, что позволяет обучающимся
максимально продуктивно усваивать материал благодаря разнообразию видов
6
деятельности. Таким образом, педагог стимулирует познавательные интересы
учащихся
и
развивает
их
практические
навыки,
формирует
навык
самообразования. В программе используются коллективные практические
занятия, развивающие коммуникативные навыки и способность работать в
команде. При реализации индивидуальных форм работы дифференцируются
выбранные комплексы методов и их содержательное наполнение в соответствии
с теми или иными уровнями развития ученика и степенями сложности освоения
содержания программы. Установление уместности того или иного метода
определятся
исходя
из
индивидуальных
характеристик
и
способностей
конкретного
ученика, специфики содержательно-тематического материала
программы.
В процессе реализации программы проводятся мультимедиа-занятия.
Аудиовизуальная информация, представленная в различной форме (видеофильм,
слайды,
музыка),
стимулирует
непроизвольное
внимание
обучающихся
благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Используемые
информационно-коммуникационные
технологии
позволяют
увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим
вопросам.
Так как «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в
интересах человека, семьи, общества и государства…», каждое занятие по
программе
содержит
воспитательный
аспект.
Беседы,
подобранный
музыкальный материал, учебно-педагогический репертуар, приёмы и методы
работы над ним способствуют приобщению обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе,
формированию у детей и подростков патриотизма, чувства гордости за свою
Родину, воспитанию уважения к культуре и традициям различных народов.
Кроме того, обучающиеся являются участниками воспитательных мероприятий,
запланированных
педагогом
на
уровне
детского
объединения
и
предусмотренных программой воспитания на 2024-2026 учебные годы.
7
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: создание условий для всестороннего развития обучающегося,
развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального
искусства.
Задачи:
Обучающие задачи:
• формирование
навыков
актерского
мастерства
и
сценического
мастерства;
• формирование представления о культуре сценического поведения.
• ознакомление учащихся с историей кукольного театра и историей
театрального искусства;
• обучение видам кукольного театра, разновидностям кукол;
Развивающие задачи:
• развитие индивидуальных, творческих способностей обучающихся;
• развитие речевой культуры, выразительности речи;
• развитие
внутренней
(воля,
память,
мышление,
внимание,
воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа,
чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники
актера в каждом ребенке;
• развитие
эстетического
вкуса,
фантазии,
изобретательности,
пространственного мышления, мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
• воспитание художественно-эстетического вкуса и творческого подхода
к выполнению заданий различной сложности;
• воспитание
нравственности,
гражданственности,
патриотизма,
активной общественной позиции;
• воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки;
• развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных
особенностей ребенка средствами кукольного театра.
8
1.3. Целевая аудитория программы
Программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 10 лет.
В обучении и воспитании детей этого возраста целевым приоритетом
является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися
социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций общества.
Знание данных социальных норм и традиций, понимание важности следования
им имеет особое значение для детей, поскольку облегчает их вхождение в
широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.
Младший школьный возраст — 7-10 лет. Развитие психики детей этого
возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности —
учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная
деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной
деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки,
но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы
усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность
психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
1.4.Форма обучения, сроки реализации, формы и режим занятий
Форма обучения - очная.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Форма занятий - групповая.
Объем учебной нагрузки составляет 144 часа (4 часа в неделю);
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия
40 минут, перерыв 10 минут. Наполняемость групп – не более 15 человек.
1.5.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
9
• сформированы навыки актерского мастерства и сценического
мастерства;
• сформированы представления о культуре сценического поведения.
• ознакомлены с историей кукольного театра и историей театрального
искусства;
• обучены видам кукольного театра, разновидностям кукол;
Личностные результаты:
• демонстрируют индивидуальные, творческие способности;
• демонстрируют развитие речевой культуры, выразительности речи;
• демонстрируют развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание,
воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства
пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в
каждом ребенке;
• демонстрируют
развитие
эстетического
вкуса,
фантазии,
изобретательности, пространственного мышления, мелкой моторики.
• демонстрируют воспитание художественно-эстетического вкуса и
творческого подхода к выполнению заданий различной сложности;
• демонстрируют воспитание нравственности, гражданственности,
патриотизма, активной общественной позиции;
• демонстрируют чувство коллективизма, взаимовыручки;
• демонстрируют развитие эмоциональности, интеллекта, а также
коммуникативных особенностей ребенка средствами кукольного театра.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия (УУД):
выбирают наиболее эффективные способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
способны к рефлексии способов и условий действия, контролю иоценке
процесса и результатов деятельности;
проверяют информацию, находят дополнительную информацию,
используя справочную литературу;
презентуют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
сопоставляют
характеристики объектов по одному и
нескольким признакам, выявляют сходство и различие объектов;
классифицируют объекты (объединяют в группы по существенному
признаку);
высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы;
выбирают
решение
обосновывают выбор.
из
нескольких
предложенных,
кратко
10
регулятивные УУД:
принимают и выполняют поставленные задачи;
планируют последовательность практических действий для реализации
поставленной задачи;
отбирают наиболее эффективные способы решения поставленных задач
в зависимости от конкретных условий (вносят изменения в процесс с учётом
возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения);
оценивают результат деятельности;
анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной
(неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека;
оценивают результаты чужой и своей деятельности;
способны к самоконтролю и ответственности за свои поступки;
анализируют собственную работу;
оценивают уровень владения тем или иным учебным действием
коммуникативные УУД:
владеют диалогической формой коммуникации в соответствии с
требованиями речевого этикета;
умеют договариваться, приходить к общему решению в совместной
деятельности;
формулируют собственное мнение и позицию;
допускают возможность существования у людей различных точекзрения,
не совпадающих с собственной.
1.6. Критерии и способы определения результативности
На всех этапах обучения отслеживается личностный рост обучающегося по
следующим параметрам: усвоение знаний по базовым темам; овладение
навыками, предусмотренными программой; развитии творческих навыков;
формирование коммуникативных качеств, трудолюбия.
К
способам
определения
результативности
программы
относятся
педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования,
тестирования, зачётов, участия в концертных программах, спектаклях, конкурсах
и фестивалях.
Критерии
оценки
результатов
обучения
распределены
по
степени
выраженности знаний и приобретенных умений обучающегося по уровням:
11
низкий уровень — обучающийся имеет неясные, расплывчатые
представления о предмете, в практических действиях допускает много ошибок,
нуждается в постоянной опеке;
средний уровень — запас знаний обучающегося близок к содержанию
программы, допускаются незначительные ошибки в практической деятельности;
высокий уровень — обучающийся имеет полное четкое представление о
предмете, безошибочно выполняет практические действия, самостоятелен;
очень высокий уровень — знания гибко переносятся и применяются в
новых условиях.
Основными видами контроля успеваемости по программе являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
итоговая аттестация.
Для выявления решения развивающих и воспитательных задач педагогом
осуществляется
педагогическая
диагностическая
деятельность,
которая
направлена на изучение личностных качеств обучающихся, комфортности
образовательной среды.
Итоговая аттестация проводится в форме итогового спектакля с целью
установления соответствия знаний, умений, навыков учащихся с планируемыми
результатами обучения по конкретному модулю. Роль в итоговом спектакле
каждому обучающемуся подбирается с учётом уровня его развития и степени
освоения программного материала.
При подведении итогов образовательного процесса учитывается:
уровень сформированности актерских навыков, передача характера
голосом и действием
степень выразительности роли, техника работы с куклой
уровень владения сценической речью
умение импровизировать на сцене
Также учитывается участие учащегося в показах, в конкурсах, в
фестивалях.
12
1.7. Формы подведения итогов реализации программы
Продуктивные – показ кукольного спектакля, выставки, результаты участия в
конкурсах и фестивалях.
Документальные - портфолио обучающихся, листы диагностирования уровня
обученности.
13
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Наименование модуля
п/п
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
«Азбука театра кукол»
48
12
36
2.
«Основы кукловождения»
48
10
38
3.
«Постановка кукольного
48
9
39
144
31
113
спектакля»
ИТОГО
2.1.
Модуль 1 «Азбука театра кукол»
Осуществление обучения детей по данному модулю обеспечивает
формирование у обучающихся первоначальных представлений о кукольном
театре, средствах актёрской выразительности и актёрского мастерства.
Цель модуля: создание условий для развития интереса обучающихся к
искусству театра кукол посредством участия в этюдах на всех этапах (от
создания до показа).
Задачи модуля:
познакомить с историей театра кукол;
познакомить с видами кукол, в частности перчаточные и пальчиковые
куклы;
познакомить с понятием «сценический этюд»;
сформировать первоначальные навыки композиционно выстраивать этюд
и показывать его;
Ожидаемые результаты:
ознакомлены с историей театра кукол;
ознакомлены с видами кукол, в частности перчаточные и пальчиковые
куклы;
ознакомлены с понятием «сценический этюд»;
сформированы первоначальные навыки композиционно выстраивать этюд
и показывать его.
14
Учебно-тематический план модуля «Азбука театра кукол»
№
п/п
Наименование
Тем
Количество часов
Всего Теория Практика
1.
Вводное занятие.
1
1
-
2
Театр кукол
6
4
2
3
Устройство
ширмы и
декорации.
Театр пяти
пальчиков
Средства
актёрской
выразительности
Театр предметных
кукол
Театр верховых
кукол
Театральная игра
5
1
4
2
-
2
8
-
8
3
1
2
3
1
2
2
-
2
Понятие «этюд».
Виды этюдов
Импровизация,
экспромт в этюдах
Создание этюдов с
использованием
перчаточных
кукол
Итоговое занятие.
Итоговая
аттестация.
ИТОГО:
5
1
4
3
1
2
8
2
6
2
-
2
48
12
36
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Формы
аттестации
/контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическо
енаблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическо
енаблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическо
енаблюдение
Педагогическо
енаблюдение
15
Содержание модуля «Азбука театра кукол»
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с искусством театра. Виды театрального искусства. Беседа о
правилах безопасного поведения на занятиях в зале и на сцене.
Тема 2. Театр кукол.
Теория: История театра кукол. История театра кукол от первобытного человека
до древней Греции. Основы построения кукольного театра. Виды кукол.
Практика: Игры на внимание, воображение, наблюдательность.
Тема 3. Устройство ширмы и декорации. Играем в театр. Игры с
элементами театрализации.
Теория: Устройство ширмы и декорации в театре кукол.
Практика: Комплекс упражнений на работу с привычными предметами
быта и нахождение в них чего-нибудь необычного. Упражнения на развитие
памяти физических действий с помощью кукол. Игры: «Что мы делали, не
скажем, но зато мы вам покажем!», «Король», «День рождения».
Тема 4. Театр пяти пальчиков.
Практика: техника владения перчаточной куклой. Упражнения для развития
гибкости рук.
Тема 5. Средства актёрской выразительности.
Практика: Игровые тренинги на выработку интонаций, движений,
жестов,
мимики, темпа, ритма. Ориентирование в предлагаемых обстоятельствах, во
времени и пространстве. Работа над произношением, дикцией, дыханием через
упражнения, на этюдный тренаж. Игры на развитие внимания, воображения,
памяти. Упражнения на творчество и самовыражение.
Тема 6. Театр предметных кукол.
Теория: Понятие трансформация предметов в театре кукол, сценический образ.
Практика: Работа с предметной куклой: ведение по грядке, появление, уход и
поворот, направление голоса, сила голоса. Гимнастика рук и пальцев.
Тема 7. Театр верховых кукол.
Теория: Что такое театр верховых кукол. Верховая кукла.
16
Практика: Изготовление простейших перчаточных кукол. Простейшая ширма.
Дикция, текст, речь.
Тема 8. Театральная игра.
Практика: Упражнения на воспроизведение отдельных
черт
характера,
развитие внимания («Лисичка-сестричка», «Выбери одежду для куклы").
персонажа. Игра «Чудесный мешочек», изобрази героя сказки.
Тема 9. Понятие «этюд». Виды этюдов.
Теория: Этюд как атом сценической жизни. Виды этюдов (этюды парные,
одиночные, коллективные).
Практика:
Создание
персонажей
из
«ненужных
вещей».
История
возникновения героя. Создание веселых и сказочных этюдов с превращением
школьных предметов в театральных героев.
Тема 10. Импровизация, экспромт в этюдах.
Теория: Понятие импровизация и экспромт. Различие понятия импровизация и
экспромт.
Практика: Игры-драматизации: общение с партнером. Импровизация при
создании образа. Экспромт в создание литературного рассказа
Тема 11. Создание этюдов с использованием перчаточных кукол.
Теория: Беседа «Внутренняя и внешняя характерность персонажа, образа.
Характер и внешний облик куклы, их связь и отношения». Выбор темы этюда.
Практика: Создание этюда.
Тема 12. Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
Практика: Показ этюдов на зрителя.
2.1. Модуль 2 «Основы кукловождения»
Цель модуля: развитие интереса обучающихся к театральному искусству
посредствам обучения правилам вождения куклы различных видов.
Задачи модуля:
познакомить с историей кукол и их разнообразием;
познакомить с техникой изготовления простейших театральных кукол;
обучить правилам и технике вождения различных кукол;
сформировать первоначальные навыки артикуляции и дикции.
17
Ожидаемые результаты:
ознакомлены с историей кукол и их разнообразием;
ознакомлены с техникой изготовления простейших театральных кукол;
обучены правилам и технике вождения различных кукол;
сформированы первоначальные навыки артикуляции и дикции.
Учебно-тематический план модуля «Основы кукловождения»
№ Наименование
п/п Тем
Количество часов
Всего Теория Практика
1.
Вводное занятие.
2
1
1
2.
Виды театральных кукол,
происхождение куклы.
Ритмопластика.
Пластические возможности
рук.
Освоение семи правил
кукловождения.
Простейшие физические
действия перчаточных
кукол.
Манера вождения тростевой
и планшетной куклы.
Маппеты или куклыговорушки
Развитие актёрской
выразительности.
Дикция. Артикуляция.
Орфоэпия.
Упражнения на развитие
актёрского взаимодействия.
Импровизация с куклой.
3
2
1
3
1
2
6
1
5
4
1
3
4
-
4
4
-
4
6
1
5
6
1
5
2
1
1
2
-
2
Создание этюдов по
сюжетам сказок.
Итоговое занятие. Итоговая
аттестация.
ИТОГО:
4
1
3
2
-
2
48
10
38
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13.
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
18
Содержание модуля «Основы кукловождения»
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Беседа о театре кукол. Инструктаж по технике безопасности в
помещении и на улице. Правила поведения на дорогах. Правила поведения в
зрительном зале во время показа спектаклей.
Практика: Викторина «Театральный этикет».
Тема 2. Виды театральных кукол, происхождение куклы.
Теория:
Разнообразие
кукол
для
кукольного
театра.
Происхождение
театральной куклы. Как рождаются куклы. Понятие о технологии изготовления
различных кукол. Способы изготовления кукол.
Практика: Изготовление простейшей куклы.
Тема 3. Ритмопластика. Пластические возможности рук.
Теория: Что такое ритмопластика? Для чего она нужна? Роль музыки в нашей
жизни. Какая бывает музыка? Техника выполнения упражнений для рук.
Практика: Общеразвивающие упражнения по типу «Зарядка». Упражнения и
игры на понимание и определение характера музыки. Упражнения для
согласования движений рук с музыкой. Этюды для укрепления и подвижности
рук. Гимнастика рук, пальцев. Круговое вращение кистей. Упражнения «Волна»,
«Восьмерка», «Веер», «Миксер», «Кнопочки», «Лепка», «Замочки», «Игра на
разных музыкальных инструментах». Пальчиковая гимнастика («Месим тесто»,
«Этот пальчик», «Наши ручки, как котята»).
Тема 4. Освоение семи правил кукловождения.
Теория: Движение актера с куклой за ширмой. Подробный показ возможных
движений головы, рук, корпуса перчаточной куклы. Расположение над ширмой.
Первый, второй, третий план сценической площадки.
Практика: Этюдный тренаж: упражнения на развитие внимания, памяти
(«Давайте потанцуем», «Проверь себя»). Практические занятия по вождению
куклы. Характер и образ в передаче интонации. Сравнение образа героя с
предметом, издающим звуки. Упражнения для обработки навыков разговора
19
куклы. Диалог героев.
Тема 5. Простейшие физические действия кукол.
Теория: Изучение правил вождения кукол. Основное положение куклы.
Практика: Отработка простейших физических действий куклы (идти, бежать,
сесть, встать, лечь, прыгать и т.д.).
Тема 6. Манера вождения тростевой и планшетной куклы.
Практика: Техника вождения тростевой и планшетной куклы. Упражнение "
движение по «воображаемому» полу", техника движения "Грядка". Шаги с
одновременным движением рук.
Тема 7. Маппеты или куклы-говорушки.
Практика: Техника работы с куклой маппет. Этюды и упражнения с куклой на
развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла дразнится», «Кукла
смеется», «Кукла прячется», «Дружно делаем зарядку».
Тема 8. Развитие актёрской выразительности.
Теория: Понятие «актерская выразительность».
Практика: Этюды на развитие фантазии и воображения: «Магазин игрушек»,
«Подарок на День рождения» и др. Сочинение и драматизация сказок «Истории
с теми героями, которые «ожили»».
Тема 9. Дикция. Артикуляция. Орфоэпия. (для очного и заочного освоения)
Теория:
Схема
артикуляционного
аппарата.
Понятие
«артикуляция»
и
обоснование важности артикуляционной гимнастики. Определение понятия
«орфоэпия». Правила и нормы произношения слов в русском языке.
Практика:
Артикуляционный
массаж.
Работа
со
скороговорками,
чистоговорками. Проговаривание слов, вызывающих вопросы, связанные с
постановкой ударения.
Тема 10. Упражнения на развитие актёрского взаимодействия.
Теория: Важность коллективного сосуществования на сцене, ощущения
«чувства локтя» с партнёром.
Практика: Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери»,
«Живой телефон», «Печатная машинка».
20
Тема 11. Импровизация с куклой.
Практика:
Импровизационные
работы
с
различными
куклами
и
куклозаменителями (перчатки, платки и т д.) на основе своего этюда.
Тема 12. Создание этюдов по сюжетам сказок.
Теория: Знакомство с сюжетами сказок. Выбор сказки.
Практика: Создание этюда. Репетиционная работа по группам над этюдами на
основе сказки.
Тема 13. Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
Практика: Показ этюдов на зрителя.
2.2.
Осуществление
Модуль 3 «Постановка кукольного спектакля»
обучения
детей
по
данному
модулю
формирует
представления о театральном искусстве, зрительской культуре, а
также
позволяет снимать эмоциональные зажимы через участие в театральных
постановках.
Цель модуля: раскрытие творческого потенциала обучающихся через
участие в кукольном спектакле.
Задачи модуля:
обучить основам техники безопасности при работе на сцене;
обучить основам сценического поведения;
сформировать навыки координировать свое положение в сценическом
пространстве;
сформировать навыки участия в репетиционной и постановочной работе.
Ожидаемые результаты:
обучены основам техники безопасности при работе на сцене;
обучены основам сценического поведения;
сформированы навыки координировать свое положение в сценическом
пространстве;
сформированы навыки участия в репетиционной и постановочной работе.
21
Учебно-тематический план модуля «Постановка кукольного спектакля»
№
п/п
Наименование
Тем
Всего
Количество часов
Теория
Практика
Формы
аттестации/
контроля
1.
Вводное занятие.
2
2
-
Педагогическое
наблюдение
2.
Работа с куклой.
2
-
2
3.
Развитие
актёрской
выразительности.
Работа с куклой за
ширмой.
Творческая
лаборатория.
Работа над
спектаклем.
Работа над ролью
и с текстом.
Репетиции
кукольного
спектакля
Постановка
кукольного
спектакля.
Итоговое занятие.
Итоговая
аттестация.
ИТОГО:
4
-
4
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
4
1
3
4
1
3
4
2
2
10
2
8
12
1
11
4
-
4
Педагогическое
наблюдение
2
-
2
Педагогическое
наблюдение
48
9
39
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Содержание модуля 3 «Постановка кукольного спектакля»
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Основные сведения из истории театра кукол. Современный
отечественный театр кукол. Правила и техника безопасности на сцене. Беседа
по основам безопасности жизнедеятельности.
Тема 2. Работа с куклой.
22
Практика: «Я знаю разных кукол» - обзор кукол с различными системами
управления: «Варежковая кукла», «Театр на столе», «Веселые би-ба-бо», «Куклы
на нитях» - знакомство с марионеткой.
Тема 3. Развитие актёрской выразительности.
Практика: Театрализации с использованием масок. Инсценировка стихов, песен
и сказок. (Сказки: народные – «Репка», «Колобок», «Рукавичка», «Страшный
Пых», С.Я. Маршак – «Сказка о глупом мышонке», К.И. Чуковский –
«Путаница»; стихи – «Два барана», «Это кость моя», «Лягушонок и комар» и
Игры и упражнения на актерскую смелость и работу над образом («Магазин
игрушек», «В волшебном лесу», «Сказки оживают»).
Тема 4. Работа с куклой за ширмой.
Теория: Что такое ширма. Изучение правил вождения кукол за ширмой.
Практика: Этюды на воспроизведение отдельных черт характера: «Медведь –
ленивый», «Заяц – трусливый», «Волк – злой», «Бельчонок – веселый» и т.д.
Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, строят дом,
вытирают пыль, передают друг другу мяч и др.) Упражнения с куклами на
умение сочетать словесное действие с физическим (куклы встречаются,
разговаривают, оценивают друг друга слова и поведение и др.). Упражнения для
отработки навыков разговора куклы. Работа с куклой за ширмой, диалог кукол с
учетом интонационных возможностей. Обучение технике взаимодействия
нескольких
кукол
за
ширмой
на
коротком
литературном
фрагменте.
Использование диалогов.
Тема 5. Творческая лаборатория.
Теория: Как создать штоковую куклу. Декорации к спектаклю.
Практика: «Кукла на палочке» - изготовление штоковой куклы. «Театр
в коробке» - создание декораций и героев сказки в пространстве обычной
картонной коробки. Выставка работ.
Тема 6. Работа над спектаклем.
Теория: Выразительное чтение пьесы с комментариями и пояснениями.
Определение темы, идеи.
23
Практика: Распределение ролей. Этюдный тренаж на выражение основных
эмоций, воспроизведение отдельных черт характера героя. Дикционные
упражнения. Творческая работа обучающихся над выразительным чтением.
Тема 7. Работа над ролью и с текстом.
Теория: Анализ роли. Внешнее и внутреннее соответствие героя. Основная
черта характера, как она выражается в пьесе, с чем ассоциируется образ героя.
Практика: «Застольная» репетиция. Характеристика персонажей. Монологи,
диалоги, массовые сцены. Распределение технических обязанностей
по
спектаклю (установка, оформление декоративных деталей, подача бутафории,
помощь друг другу в управлении куклами). Выстраивание мизансцен.
Изготовление реквизита. Запись фонограммы спектакля. Монтажные репетиции.
Прогоны. Музыкальное оформление.
Тема 8. Репетиции кукольного спектакля.
Теория: Вождение куклы. Походка, жест, поворот головы, корпуса. Оценка
факта. Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу.
Приспособление к реквизиту, декорации. Общение через куклу. Музыка и
движение куклы. Речь актера и движения куклы, жест, характеризующий
отношение к происходящему.
Практика: Репетиции на сцене. Отработка деталей спектакля за ширмой. Работа
над постановочным планом. Генеральная репетиция. Отработка выразительности
речи и жестов. Оформление сцены. Репетиция выхода актеров на поклон.
Тема 9. Постановка кукольного спектакля.
Практика: Показ кукольного спектакля. Обсуждение и подведение итогов
работы.
Тема 10. Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
Практика: Показ кукольного спектакля на зрителя.
24
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДООП «Кукольный театр»
№ п/п
Наименование
Количество часов
Модуля
Всего
Теория
Практика
1.
«Мир кукольного театра»
48
12
36
2.
«Фольклорный театр»
48
11
37
3.
«Постановка кукольного
спектакля»
48
7
41
144
30
114
ИТОГО:
3.1. Модуль 1 «Мир кукольного театра»
Осуществление обучения детей по данному модулю обеспечивает
развитие мотивации для занятий в театре кукол, формирование у обучающихся
своего отношения о кукольном театре, дальнейшего развития о средствах
актёрской выразительности и актёрского мастерства.
Цель
модуля:
поддержание
и
развитие
устойчивого
интереса
обучающихся к искусству театра кукол посредством участия в этюдах на всех
этапах (от создания до показа).
Задачи модуля:
обучить навыкам этюдной работы;
обучить технологии изготовления перчаточных кукол и кукол на штанге;
сформировать умение создавать сценический образ с помощью куклы;
познакомить с народно-обрядовой культурой.
Ожидаемые результаты:
обучены навыкам этюдной работы;
обучены технологии изготовления перчаточных кукол и кукол на штанге;
сформировано умение создавать сценический образ с помощью куклы;
ознакомлены с народно-обрядовой культурой.
25
Учебно-тематический план модуля «Мир кукольного театра»
№
п/п
Наименование
Тем
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1.
Вводное занятие
2
1
1
2
Средства
актёрской
выразительности.
Импровизация,
экспромт в
этюдах.
Театр предметных
кукол.
Совместная
театрализованная
деятельность.
Календарные
праздники и
обряды.
Театральная игра
4
1
3
5
2
3
Педагогическое
наблюдение
10
3
7
8
-
8
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
4
2
2
Педагогическое
наблюдение
5
-
5
8
3
5
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
2
-
2
48
12
36
3
4
5
6
7
8
9
Создание этюдов с
использованием
кукол
Итоговое занятие.
Итоговая
аттестация
ИТОГО:
Педагогическое
наблюдение
Содержание модуля «Мир кукольного театра»
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Разновидности кукольного театра в разных странах (Италия, Япония,
Турция, Франция). Магический мир театра
Практика: Просмотр кукольного спектакля. Тренинги на внимание, развитие
воображения и гибкость рук.
Тема 2. Средства актёрской выразительности.
Теория: Актерская этика по системе К.С. Станиславского. Понятие о речевой
26
гимнастике и об особенностях речи различных персонажей
кукольного
спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Модуляция голоса.
Практика: Упражнения для тренировки основных органов речи: губы, нижняя
челюсть, язык, гортань. Упражнения для отработки гласных и согласных звуков.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие интонационного,
эмоционального богатства речи. Игры на развитие внимания, воображения,
памяти. Упражнения на творчество и самовыражение. Чтение произведений,
определение условий для их постановки в кукольном театре. Определение
характерных черт персонажей. Распределение ролей.
Тема 3. Импровизация, экспромт в этюдах.
Теория: Взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной
работе.
Исходный
и
заключительный
моменты
импровизации.
Приём
"импровизация по последнему слову". Отработка навыка словесной
импровизации, сохраняя контакт глазами. Упражнения на раскрепощение
сознания. Выполнение индивидуальных и групповых этюдов с элементами
импровизаций с различными граничными условиями.
Практика: Придумать этюд на заданную тему.
Тема 4. Театр предметных кукол.
Теория: Театральная кукла. Технология изготовления театральной куклы.
Трансформация предметов, сценический образ. Идейно – художественный и
композиционный замысел. Музыкальное оформление миниатюры.
Практика: Работа с предметной куклой: ведение по грядке, появление, уход и
поворот, направление голоса, сила голоса. Гимнастика рук и пальцев. Передача
кульминационного момента пьесы ритмом движения кукол, интонацией и силой
голоса актеров. Поиск, подбор материала, конструирование предметной куклы.
Отработка взаимопонимания актеров за ширмой во время действия. Постановка
и репетиция миниатюры с использованием кукол.
Тема 5. Совместная театрализованная деятельность.
Практика: Работа над произношением, дикцией, дыханием через упражнения,
на этюдный тренаж. Игры на развитие внимания, воображения, памяти.
27
Упражнения на творчество и самовыражение. Игровые тренинги на выработку
интонаций, движений, жестов, мимики, темпа, ритма. Ориентирование в
предлагаемых обстоятельствах, во времени и пространстве.
Тема 7. Календарные праздники и обряды.
Теория: Что такое обряд. Календарные праздники.
Практика: Нахождение способа демонстрации обрядового действия в кукольном
представлении (поклонение солнцу, катание по жниве, игры ряженых и т.д.).
Разыгрывание символических, магических, демонстративных и игровых элементов
обряда. Разработка и изготовление декораций и реквизита народного театра.
Постановка кукольных спектаклей на материале праздников народного календаря.
Участие в театрализованном представлении.
Тема 8. Театральная игра.
Практика: Упражнения на воспроизведение отдельных черт характера, развитие
внимания («Лисичка-сестричка», «Выбери одежду для куклы"). персонажа. Игра
«Чудесный мешочек», изобрази героя сказки.
Тема 9. Создание этюдов с использованием кукол.
Теория: Этюд как атом сценической жизни. Виды этюдов (этюды парные,
одиночные, коллективные).
Практика:
Создание
персонажей
из
«ненужных
вещей».
История
возникновения героя. Создание веселых и сказочных этюдов с превращением
школьных предметов в театральных героев.
Тема 10. Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
Практика: Подведение итогов реализации первого модуля программы. Показ
этюдов на зрителя.
3.2. Модуль 2 «Фольклорный театр»
Цель модуля: развитие устойчивого интереса обучающихся к искусству
театра кукол через знакомство с фольклорным театром.
Задачи:
познакомить с фольклорным театром, изучить игровой и потешный
фольклор;
познакомить с техникой изготовления и вождения верховых кукол;
28
обучить основам режиссуры и драматургии.
Ожидаемые результаты:
ознакомлены с фольклорным театром, изучить игровой и потешный
фольклор;
ознакомлены с техникой изготовления и вождения верховых кукол;
обучены основам режиссуры и драматургии.
Учебно-тематический план модуля «Фольклорный театр»
№
п/п
Наименование
Тем
Количество часов
Всего Теория Практика
1.
Вводное занятие
2
1
1
2.
Театр верховых кукол.
6
2
4
3.
Этюды.
6
2
4
4.
Фольклорный театр
10
2
8
6.
Развитие актёрской
выразительности.
Дикция. Артикуляция.
Орфоэпия.
Строительство и организация
кукольного спектакля.
6
1
5
6
1
5
10
2
8
Итоговое занятие. Итоговая
2
аттестация.
ИТОГО:
48
11
Содержание модуля «Фольклорный театр»
2
7.
8.
9.
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
37
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с понятием «Фольклорный театр». Общая характеристика.
Скоморошины – синкретизм жанра народной культуры, театральность, сатира,
шутовство.
Практика: Чтение по ролям.
Тема 2. Театр верховых кукол.
Теория: Основы кукольного театра. Особенности верховых кукл. Понятие о
29
ширме как о сцене. Основные типы. Известные актеры-кукловоды.
Практика: Изготовление простейших перчаточных кукол. Простейшая ширма.
Техника кукловождения. Оформление ширмы. Дикция, текст, речь. Изготовление
перчаточных кукол.
Тема 3. Этюды.
Теория: Этюды по сказкам. Технология изготовления настольного театра.
Технология изготовления шаблонов и выкроек кукол.
Практика: Изготовление настольного театра. Показ сказочных этюдов.
Тема 4. Фольклорный театр.
Теория: История возникновения кукольного героя Петрушки, его роль в
духовной жизни русского народа. Знакомство с репертуаром театра «Петрушка».
Изучение игрового и потешного фольклора. Изучение народного календаря
(Масленица, Пасха).
Практика: Репетиция сатирического представления. Постановка связной,
громкой, эмоционально окрашенной речи. Фольклор городских ярмарочных
зрелищ. Участие в фольклорном празднике.
Тема 5. Развитие актёрской выразительности.
Теория:
Органическое
сценическое
внимание.
Упражнения
на
сосредоточенность мыслей, зрения на объекте. Концентрация внимания, не
смотря на внешние раздражители. Оценка способности концентрации внимания.
Распределяемость
оперативно
и
переключаемость
регулировать объем
внимания.
внимания.
Развитие
Поиск приемов
способности
борьбы
с
отвлечением внимания. Способность поддерживать в течение необходимого
периода сосредоточенность внимания достаточной интенсивности. Развитие
переключаемости, гибкости
в управлении
вниманием,
способности
быстроменять объект концентрации внимания.
Практика: Упражнения на сосредоточенность мыслей, зрения, слуха на объекте.
Этюды на развитие фантазии и воображения: «Магазин игрушек»,
«Подарок на День рождения» и др. Сочинение и драматизация сказок «Истории
с теми героями, которые «ожили»». Упражнения «Палач», «Селектор»,
30
«Фокусировка», «Сверхвнимание», «Карусель» и др.
Тема 6. Дикция. Артикуляция. Орфоэпия. (для очного и заочного освоения)
Теория: Речь как средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей
кукольного спектакля. Упражнения на отработку речи. Речь в движении.
Психофизическая выразительность речи: словесные воздействия как подтекст.
Скороговорки, работа над произношением звуков. Развитие речевого дыхания и
правильной артикуляции, дикции на материале скороговорок.
Практика: Упражнения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих
быстрое
произношение.
Работа
со
скороговорками,
чистоговорками.
Проговаривание слов, вызывающих вопросы, связанные с постановкой ударения.
Артикуляционный массаж.
Тема 7. Строительство и организация кукольного спектакля.
Теория: Основные понятия о театральной декорации. Реквизит кукольного
спектакля. Театральное освещение. Световые эффекты в театральном действии.
Сценический свет как средство создания образа. Понятие «работники
театрального цеха». Знакомство с профессиями костюмеров, бутафоров,
реквизиторов, осветителей, монтировщиков.
Практика: Изготовление декораций к кукольным спектаклям. Подбор реквизита.
Овладение
специфическими
выразительными
средствами
-
эмоционально
окрашенной выразительной речью, умением слышать голосовые характеристики
персонажей. Работа с куклами разных систем: пальчиковыми, настольными,
верховыми, большими напольными.
Тема 8. Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
Практика: Показ этюдов с куклами на зрителя.
3.3. Модуль 3 «Постановка кукольного спектакля»
Осуществление
формировать
обучения
представления
у
детей
по
данному
обучающихся
о
модулю
театральном
продолжает
искусстве,
зрительской культуре, а также позволяет снимать эмоциональные зажимы, более
свободно чувствовать себя на сцене, через участие в театральных постановках.
31
Цель модуля: развитие творческого потенциала обучающихся через
участие в кукольном спектакле.
Задачи модуля:
развивать навыки актерского мастерства;
развивать навыки работы с куклой;
развивать навыки участия в репетиционной и постановочной работе;
научить взаимодействовать с партнером на сцене;
научить координировать свое положение в сценическом пространстве;
Ожидаемые результаты:
развиты навыки актерского мастерства;
развиты навыки работы с куклой;
развиты навыки участия в репетиционной и постановочной работе;
обучены взаимодействовать с партнером на сцене;
обучены координировать свое положение в сценическом пространстве;
Учебно-тематический план модуля «Постановка кукольного спектакля»
№
п/п
НаименованиеТем
1.
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие.
1
1
-
Педагогическое
наблюдение
2.
Работа с куклой.
4
-
4
Педагогическое
наблюдение
3.
Развитие актёрской
выразительности.
4
-
4
Педагогическое
наблюдение
4.
Форма диалога
4
1
3
5.
Творческая лаборатория.
4
1
3
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
32
6.
Строительство и
организация кукольного
спектакля.
20
2
18
Педагогическое
наблюдение
7.
Работа над ролью и с
текстом.
7
2
5
8.
Постановка кукольного
спектакля.
2
-
2
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
9.
Итоговое занятие.
Итоговая
аттестация.
2
-
2
48
7
41
ИТОГО:
Педагогическое
наблюдение
Содержание модуля «Постановка кукольного спектакля»
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Беседа «Из истории театра кукол». Идейно – художественный и
композиционный замысел. Музыкальное оформление миниатюры.
Тема 2. Работа с куклой.
Практика: Отработка движений, схем взаимодействий кукол на сцене. Плавное
хождение куклы на сцене. Отработка появления и ухода персонажа. Дистанция
между главными персонажами. Театрально – творческие учебные упражнения на
освоение сценического пространства, развития пластической выразительности,
двигательных способностей. Упражнения для отработки бега и прыжков у
куклы.
Тема 3. Развитие актёрской выразительности.
Практика: Упражнения для концентрации слухового, зрительного внимания.
Упражнения концентрации внимания на мышечном аппарате, на мышечных
группах.
Тренировочные
упражнения
образного
содержания:
«Дерево»,
«Корабль», «Снежная баба», «Солнце», «Дождь», «Снаряд». Тренировочные
упражнения на эмоциональную окраску движения. Тренировочные упражнения
на пластическое взаимодействие в условиях импровизации. Упражнения на
создание пластической характеристики образа.
Тема 4. Формы диалога.
33
Теория: Диалог и монолог. Виды диалогов. Монолог драматический и реплика.
Приемы построения. Паузы. Сцены открытого и косвенного диалога.
Практика:
Прослушивание
отрывков
из
сказок
Ф.Баум
«Волшебник
Изумрудного города», Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине», Бр. Гримм
«Бременские музыканты», анализ звучащих диалогов и монологов, диагностика
стиля общения. Упражнения с использованием разных форм диалога между
героями разных сказок. Управление куклами, участвующими в
Создание
диалогов
по
предлагаемым
схемам.
Озвучивание
диалоге.
диалогов.
Разыгрывание диалогов по ролям.
Тема 5. Творческая лаборатория.
Теория: Как создать штоковую куклу. Декорации к спектаклю.
Практика: «Кукла на палочке» - изготовление штоковой куклы. «Театр
в коробке» - создание декораций и героев сказки в пространстве обычной
картонной коробки. Выставка работ.
Тема 6. Строительство и организация кукольного спектакля.
Теория: Театральные профессии режиссер, костюмер, гример, декоратор,
осветитель и т.д. Просмотр профессионального кукольного спектакля.
Практика: Постановка кукольного спектакля. Выбор пьесы, работа над текстом,
чтение по ролям. Работа с куклами разных систем: пальчиковыми, настольными,
верховыми,
большими
напольными.
Реквизит
кукольного
спектакля.
Изготовление декораций к кукольным спектаклям. Театральное освещение,
подбор световых эффектов для постановки спектакля. Отработка наиболее
интересных этюдов и сцен из спектаклей. Окончательное распределение ролей.
Репетиции. Подбор музыкального и шумового фона. Музыкальное оформление
спектакля.
Тема 7. Работа над ролью и с текстом.
Теория: Анализ роли. Внешнее и внутреннее соответствие героя. Основная
черта характера, как она выражается в пьесе, с чем ассоциируется образ героя.
Практика: «Застольная» репетиция. Характеристика персонажей. Монологи,
диалоги, массовые сцены. Распределение технических обязанностей по
34
спектаклю (установка, оформление декоративных деталей, подача бутафории,
помощь друг другу в управлении куклами). Выстраивание мизансцен.
Тема 8. Постановка кукольного спектакля.
Практика: Показ кукольного спектакля. Обсуждение и подведение итогов
работы.
Тема 9. Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
Практика: Показ кукольного спектакля на зрителя.
35
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Информационное обеспечение программы представлено в виде фоно-,
видео-, медиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий,
фотоальбомов и др.
4.2. Алгоритмы деятельности, инструкционные карты, практические
задания, демонстрационные и раздаточные учебные материалы:
правила техники безопасности на занятиях, правила противопожарной
безопасности;
рекомендации по проведению практических работ;
учебные фильмы по театральному искусству;
презентации коллектива и др.
4.3. Педагогические
технологии
методы,
формы
обучения,
обеспечивающие реализацию программы
Для достижения запланированных результатов педагог, реализующий
данную программу, использует в своей деятельности педагогические технологии
развивающего, компетентностно-ориентированного образования, технологии
коллективной творческой деятельности.
Программа предусматривает применение на каждом занятии различных
методов обучения, опирающихся на основные принципы построения программы:
актуальность,
научность,
доступность
изложения,
индивидуальный,
дифференцированный, личностно-ориентированный подход и пр.
Педагогами используются традиционные методы обучения:
практический (опыты, упражнения, практическая работа);
наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения);
словесный
(объяснение,
разъяснение,
рассказ,
беседа,
инструктаж,
дискуссия);
видеометод (просмотр, обучение, контроль).
Организуя
каждое
учебное
занятие,
педагог
использует
методы,
в
соответствии с решаемыми дидактическими задачами на каждом этапе занятия:
методы приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения
36
знаний; творческой деятельности; закрепления; проверки знаний, умений,
навыков, уровня сформированности компетентностей.
Педагог на занятиях применяют методы в соответствии характером
познавательной деятельности учащихся, с уровнем их самостоятельности,
мыслительной
активности,
напряженности
познавательной
деятельности.
Учащиеся работают по предложенной педагогом схеме обучения, при этом
выделяются следующие формы:
лекционные занятия, сообщения, беседы, экскурсии (нацелены на создание
условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать,
концентрироваться, наблюдать и воспринимать);
диалог,
дискуссия,
обсуждение,
конференция
(помогают
развивать
способности говорить и доказывать, логически мыслить);
игровые ситуации, состояния с активным движением (помогают приобретать
привычки здорового образа жизни, опыт взаимодействия, принимать решения,
брать на себя ответственность);
различные
конкурсы
и
смотры
достижений
(помогают
доводить
образовательную деятельность до результата, фиксировать успех);
включение учащихся в творческий процесс (на развитие творческих
способностей);
выполнение самостоятельных.
4.4.Материально-техническое оснащение программы
Для реализации программы необходимо:
учебная аудитория,
специально
оборудованная
для
занятий
театральным искусством;
ноутбук;
доступ в Интернет;
мультимедийные учебники;
сетевые образовательные ресурсы;
музыкальный центр;
37
необходимый реквизит;
комплект театральных костюмов;
Ширма (малая – для пальчикового театра, большая - для кукольного)
Картон гофрированный, картон листовой
Фетр разноцветный, обрезки ткани
Краски акриловые, кисточки синтетические (разной толщины)
Пальчиковые, перчаточные
видеофильмы, презентации, аудио-записи.
4.5. Кадровое обеспечение программы
Деятельность по реализации ДОП осуществляется педагогом дополнительного
образования отвечающим профессиональным стандартам (Приказ Министерства
труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018г. № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»)
38
6. Список используемой и рекомендуемой литературы
1. Артамонова Е.В. Театр для детей. - М.: Эксмо, 2010.
2. Белощенко С.Н. Работа над голосом и речью детей и подростков в
самодеятельных театральных коллективах/
С.Н.
Белорещенко
-
Санкт-
Петербург, 2010.
3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан – СПБ:
Питер, 2008.
4. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика 3 -е издание. М;
ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2017г.
5. Витковская Ю, Оснашвили С. Театр читателя: Репертуарный сборник. М.; ВЦХТ
(«Я вхожу в мир искусств»), 2017г.
6. Гальцова Е.А. Путешествие в страну игр и театра. - Волгоград: Учитель,
2007.
7. Григорьева О. "Школьная театральная педагогика. Учебное пособие" / О.
Григорьева. – М.: Планета музыки, 2015.
8. Дангворт Р. Домашний кукольный театр. – М.: Издательство «Росмэн»,
2005.
9. Демакова И.Д. Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и
дополнительного образования», №5, 2015г.
10. Деммени Е. «Школьный кукольный театр» Л; Детгиз, 1999.
11. Ершова А.П., Букатов, В.М. Программа, советы и разъяснения по
четырехлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях
«Актерская грамота подростка», Московский областной центр музыкальноэстетического воспитания, 1994.
12. Жук Л.И. Праздник в школе. Традиции. Обычаи. Обряды. Минск, 2018г.
13. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.:
Школьная пресса, 2000.
14. Мерзлякова С.И. Фольклор - музыкальный театр. М., 2019г.
15. Никитин С.В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие
личности учащегося [Текст] / С.В. Никитин, Е.В. Кузнецов // Педагогика:
традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь
2011 г.).Т. I. -- Челябинск: Два комсомольца, 2011. -- С. 20-22.
39
16. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ («Репертуар для
детских и юношеских театров»), 2008.
17. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр - творчество
– дети». - М.: АРКТИ, 2002.
18. Сухоненков Е.В. Актерские этюды. Методика их сочинения и работы над
ними/ Е.В. Сухоненков - Санкт-Петербург, 2010.
19. Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001.
20. Уланова Л.С.Праздничный венок. М., 2019г.
21. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
21. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
23. Шестакова Е. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи/ Е.
Шестакова – Санкт-Петербург, 2019.
Интернет-ресурсы:
http://dramateshka.ru/
http://biblioteka.portal-etud.ru/
http://biblioteka.teatr-obraz.ru/
http://dramaturgija.ru/
http://www.theatre.spb.ru/newdrama/
http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/
http://lib.ru/
40