МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
МКОУ "Кузнецовская ООШ"
«Рассмотрено»
На пед.совете
____________/________
Протокол № 1 от
«29 » августа 2024 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Кузнецовская ООШ»
______ М.В. Посредникова,
Приказ №64-од от
«2» сентября 202024 г.
Рабочая программа
предмета Письмо и развитие речи
в 5 классе
(ID 6331514)
Составила: Шархун Елизавета
Сергеевна
2024- 2025 учебный год
Пояснительная записка.
к рабочей программе уроков по русскому языку в 5 специальном (коррекционном) классе
VIII вида.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл. под редакцией И.М. Бгажноковой, М.
«Пр.»,2015г.
При планировании использован материал учебника русского языка 5 класс для
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Автор:
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская М., «Просвещение», 2016 г.
Основные задачи обучения грамматике и правописанию:
-развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование
практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
-коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений,
составления предложений, ответов на вопросы, объяснения действий;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;
- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;
- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц,
иллюстраций, словарной работы;
Цели:
- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;
- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления
предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию;
- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.
Общая характеристика учебного предмета.
Основное направление коррекционной работы: коррекция речи и мышления
учащихся
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы
программы по основным разделам русского языка, является развитие речи школьников,
особенно её коммуникативной функции.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Все знания учащихся, получаемые
ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их
социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и
речевой деятельности школьников с ОВЗ обусловлена трудностями овладения ими русской
фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций.
Программный раздел «Письмо и развитие речи» определяет содержание обучения,
умения и навыки, которые должны быть отработаны в период со 2-го по 9-ый класс.
Структурно процесс обучения по данному предмету распадается на два этапа: 2 – 4-ый и 5
– 9-ый классы. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе учитывает особенности
познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Она направлена на разностороннее развитие личности детей с нарушением интеллекта,
способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное,
трудовое, эстетическое и физическое развитие. Программа содержит материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим
им
для
социальной
адаптации.
В начале учебного года идёт повторение, учитывающее умственные и возрастные
возможности учащихся. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей
направлено на обогащение и активизацию словаря, формирование у обучающихся навыков
единообразного написания гласных и согласных в корне и приставке. Части речи изучаются
в 5 классе в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических
навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Тема «Предложение» включена в календарно-тематическое планирование всех лет
обучения. В процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной
степени распространения простого и сложного предложения. Одновременно идёт
закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков
связной речи. Поэтому в 5 классе проводятся 9 творческих работ, что позволяет учащимся
овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. Прививаются навыки делового
письма, написание объявления, заметки в стенгазету.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах
и группах, коллективная работа.
Методы обучения:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические
игры).
Технологии
обучения:
игровые,
здоровьесберегающие;
информационнокоммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии
разноуровнего и дифференцированного обучения.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и
фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных
письменных работ.
Изучение предмета осуществляется в соответствии с уровнями образовательных
программ, заявленных в лицензии, с учетом психофизических особенностей учащихся в
специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа согласно учебному плану рассчитана в 5 классе - на 5 часов в неделю,
170 часов за учебный год.
IV. Личностные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета.
Личностные результаты
– осознавать роль речи в жизни людей;
- знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения.
– оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их
уместности, тактичности в данной ситуации;
-понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения
семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
– соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные:
1-й уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова —
по слогам;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45
слов);
• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50
слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по
вопросам, с опорой на таблицу;
• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2-й уровень
• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы
слова (с помощью учителя);
• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством
учителя.
V. Содержание учебного предмета.
Звуки и буквы. Текст (9 ч) Повторение.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль,
ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная
азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.
Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных
на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных
и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения
согласного и гласного.
Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука
и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и
несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка
написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение
основной мысли.
Предложение. Текст
(6 ч) Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность.
Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с
помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на
предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в
тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов —
без называния терминов).
Слово. Текст
(85 ч) Состав слова Корень и однокоренные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми
согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление
словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием
орфограмм в ряду однокоренных слов.
Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки.
Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел
со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.
Разделительный ъ в словах с приставками.
Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с
уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)
Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о
ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная
мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежикспаситель»).
Части речи. Слово как название предмета, его признака или
действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и
вопросы как средство для выявления этих частей речи.
Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова
различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления
природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по
значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных
оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные.
Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка.
Правильное написание названий праздников.
Изменение имен существительных по числам.
Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у
существительных женского рода.
Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в
единственном числе с ударным окончанием.
Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным,
постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.
Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении.
Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.
Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление
текста по плану и опорным словам.
Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли
(из ряда предложенных).
Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его
качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма,
вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен
прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных
определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и
коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.
Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за
родовыми окончаниями.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с
существительным.
Распространение предложений именами прилагательными.
Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне
словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным
словосочетаниям.
Глагол. Значение в речи.
Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных
временных категорий.
Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным
словам.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на
картинку или вопросы.
Предложение. Текст (16 ч)
Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены
предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование
структурных схем с изменением порядка слов в предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к
зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный
знаки в конце предложения.
Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных
предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное
интонирование.
Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в
восклицательном предложении.
Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых
задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или
словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от
перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация
перечисления.
Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в
соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и
предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с
деформированным текстом.
ПОВТОРЕНИЕ (10 ч)
Связная речь (9 ч)
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы,
средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной
темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение
опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка.
Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и
опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи
текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в
качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.
Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы,
структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись
текста на доске и в тетрадях.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы,
структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств
связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с
последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в
тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи
из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных
средств языка.
Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из
текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма.
Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на
доске и в тетрадях.
СЛОВАРЬ: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно,
герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней,
каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь,
космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды,
отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон,
телевизор, ураган, человек, черный (48 слов).
Формируемые БУД:
Личностные учебные действия: осознанно выполнять обязанности ученика, члена
школьного коллектива, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы
учебной деятельности. Гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда
и результатам их деятельности; понимать личную ответственность за свои поступки на
основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе. Проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей.
Коммуникативные учебные действия : вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых
высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных
ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый –
незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач. Формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю,
отвечаю, спрашиваю);формировать невербальные способы коммуникации – посредством
контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формировать умение работать в
парах и малых группах. Использовать разные источники и средства получения информации
для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль и совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою деятельность
Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий
мир, его временно-пространственную организацию; использовать логическое действие
(сравнение. Анализ, синтез, обобщение. Классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном, вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности(природных, социальных, культурных и т.д.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Грамматика, правописание и развитие речи
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по
русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность
ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного
материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г)
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки
ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет
их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или
разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд
ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это
с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной
части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их
смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных
работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются
обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по
учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные
диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы
перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не
связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий).
Основные виды контрольных работ во II-IV классах – списывание и диктанты, в VIX классах - диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе
установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических
заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не
только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует
избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не
изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить,
выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний,
правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений
тексты должны быть понятными учащимся специальных (коррекционных) классов.
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое правило.
Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием
объем текста следует уменьшить.
Примерный объем текстов контрольных работ :
V – 45-50 слов;
VI – VII – 65-70 слов;
VIII–IХ 75-80 слов;
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием
объем текста следует уменьшить.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных
диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального
продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения
учебного материала каждым таким учеником.
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке
«2».
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная
ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное
правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила
правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано
на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она
учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются
ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв,
замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все
однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими
нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических
понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу
выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала,
умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного
материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не
справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий.
«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего
характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал,
учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций,
словаря и орфографии. В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного
характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по
содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов.
Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством
учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и
последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все
стороны данной работы.
Отметка «5» - ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение
авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов;
допускаются 1-2 орфографические ошибки.
«4» - ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста
(темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного
смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
«3» - ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского
текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих
на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» - ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные
отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении
предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная
работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске;
учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной
передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить
две оценки – за грамотность и изложение содержания.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Домашнее задание
1
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Твердые и
мягкие согласные.
Стр. 5 упр.3
2
Обозначение мягкости согласных буквами Ь,Е,Ё,И,Ю,Я.
Стр. 9 упр. 9
3
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Стр. 11 упр. 12
4
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Стр. 13 упр.15
5
Текст. Различение текста и не текста.
Стр. 15 упр. 17
6
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и
глухих согласных на конце слов.
Стр.20 упр.20
7
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и
глухих согласных на конце слов.
Стр. 20. Упр. 21
8
Гласные ударные и безударные.
Стр. 18 упр.24
9
Проверка написания безударных гласных путем
изменения слова.
Стр. 21 упр.27
10
Определение темы текста. Заголовок.
Стр. 23 упр.30
11
Изложение « Случай на уроке».
-
12
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Стр. 24. Упр. 33
13
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».
-
14
Работа над ошибками.
-
15
Выражение в предложении законченной мыслью.
Стр. 29 упр. 36
16
Распространение предложений.
Стр.31 упр. 38
17
Распространение предложений.
Стр.31 упр. 39
18
Порядок слов в предложении. Связь слов в
предложении.
Стр. 32 упр. 41
19
Порядок слов в предложении. Связь слов в
предложении.
Стр. 33 упр. 42
20
Главные члены предложения. Сказуемое.
Стр. 34 упр.47
21
Главные члены предложения. Подлежащее.
Стр.36 упр.51
22
Главные и второстепенные члены предложения.
Стр. 39. Упр. 54
23
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста
на предложения.
Стр. 41 упр.57
24
Различение предложений по интонации. Вопросительное Стр. 43 упр. 60
предложение. Восклицательное предложение.
25
Предложение. Составление предложений.
Стр 49. Упр. 69
26
Предложение. Составление предложений.
Стр. 51. Упр. 71
27
Контрольный диктант по теме «Предложение».
-
28
Работа над ошибками.
-
29
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
Стр.57 упр. 75
30
Практические упражнения в нахождении и обозначении
корня в словах.
Выполнить тест
31
Практические упражнения в нахождении и обозначении
корня в словах.
Выполнить тест
32
Включение однокоренных слов в предложение.
Стр. 60 упр. 81
33
Окончание.
стр.61 упр.84
34
Окончание. Практические упражнения в нахождении и
определении окончания.
Выполнить тест
35
Сочинение по картинкам.
-
36
Приставка как часть слова.
Стр. 64 упр. 90
37
Образование слов при помощи приставок.
Стр. 67 упр.93
38
39
Образование слов при помощи приставок.
Приставка и предлог.
Решить тест
Стр.68 упр.96
40
Сочинение по серии картинок.
-
41
Суффикс как часть слова.
Стр. 71 упр.99
42
Образование слов при помощи суффиксов.
Стр. 73 упр.101
43
Образование слов при помощи суффиксов.
Выполнить тест
44
Урок закрепления знаний по теме.
Решить текст
45
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
-
46
Работа над ошибками.
-
47
Изменение формы слова для проверки безударной
гласной в корне.
Выучить правило
48
Изменение формы слова для проверки безударной
гласной в корне.
Стр. 75 стр. 105
49
Единообразное написание гласных в корне
однокоренных слов.
Выучить правило
50
Единообразное написание гласных в корне
однокоренных слов.
Стр.77 упр.108
51
Слово-корень с ударной гласной.
Стр. 79 упр.111
52
Проверяемые и проверочные слова в группе
однокоренных слов.
Выучить правило
53
Проверяемые и проверочные слова в группе
однокоренных слов.
Стр.81 упр. 114
54
Проверка безударных гласных в корне слова.
Выучить правило
55
Проверка безударных гласных в корне слова.
Стр. 82 упр. 117
56
Звонкие и глухие согласные.
Выучить правило
57
Звонкие и глухие согласные.
Решить тест
58
Единообразное написание парных звонких и глухих
согласных в корне слов.
Стр. 86 упр. 125
59
Правило проверки звонких и глухих согласных в корне
слова.
Выучить правило
60
Правило проверки звонких и глухих согласных в корне
слова.
Стр. 89 упр.129
61
Проверяемые гласные и согласные в корне слова.
Стр. 91 упр. 132
62
Непроверяемые написания в корне.
Выучить правило
63
Непроверяемые написания в корне.
Стр.93 упр.135
64
Единообразное написание корня в группе однокоренных
слов.
Стр. 95 упр138
65
Урок закрепления по теме.
Решить тест
66
Контрольный диктант по теме « Правописание гласных
и согласных в корне».
-
67
Работа над ошибками.
-
68
Части речи. Текст.
Стр. 101 упр.144
69
Название предметов, действий, признаков.
Выучить правило
70
Понятие о частях речи.
Выучить правило
71
Существительное.
Выделить в тексте имена
существительные
72
Глагол.
Выделить в тексте глагол
73
Прилагательное.
Выделить в тексте имена
прилагательные
74
Различение частей речи по вопросам и значению.
Стр.109 упр.155
75
Сочинение по вопросам «Отзыв о прочитанной книге».
-
76
Употребление различных частей речи в предложении и
тексте.
Стр.111 упр.159
77
Урок закрепление знаний по теме.
Решить тест
78
Контрольный диктант по теме « Части речи».
-
79
Работа над ошибками.
-
80
Имя существительное. Значение имен существительных
в речи.
Стр.116 упр.162
81
82
83
84
85
86
87
88
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Собственные и нарицательные существительные.
Правописание имен собственных.
Правописание имен собственных. Закрепление.
Текст. Тема и основная мысль текста.
Изложение « Вьюга в лесу».
Анализ изложения, работа над ошибками.
Понятие о единственном и множественном числе
существительных.
Употребление существительных в единственном и
множественном числе.
Изменение существительных по числам.
Род существительных. Знакомство с понятием рода.
Существительные мужского рода.
Существительные мужского рода.
Существительные женского рода.
Существительные женского рода.
Существительные среднего рода.
Существительные среднего рода.
Различение существительных по родам.
Различение существительных по родам.
Существительное. Закрепление знаний.
Урок закрепления и повторения знаний.
Контрольный диктант по теме : « Имя существительное».
Работа над ошибками.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.
Различение признаков, обозначаемых прилагательными.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
Стр. 117 упр.165
Стр.121 упр.168
Стр. 123 упр.171
Решить тест
Стр.124 упр. 174
Стр. 125 упр.177
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
Стр. 129 упр. 180
Стр. 131 упр.183
Стр.133 упр. 186
Выучить правило
Стр.135 упр.189
Выучить правило
Стр.136 упр.192
Выучить правило
Стр. 140 упр.198
Выучить правило
Решить тест
Стр.143 упр.201
Решить тест
Стр. 148 упр.204
Стр.149 упр.207
Выучить правило
Стр. 151 упр.210
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
Окончания прилагательных мужского рода.
Окончания прилагательных мужского рода. Отработка
навыков определения окончания.
Окончания прилагательных женского рода.
Окончания прилагательных женского рода. Отработка
навыков определения окончания.
Окончания прилагательных среднего рода.
Окончания прилагательных среднего рода. Отработка
навыков определения окончания.
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего
рода. Закрепление материала.
Изменение прилагательных по родам.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Изложение « Ненадежный хвост».
Урок повторения и закрепления знаний по теме:
«Прилагательное».
Контрольный диктант по теме: « Прилагательное».
Работа над ошибками.
Глагол. Значение глаголов в речи.
Различение действий, обозначаемых глаголами.
Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Различение глаголов по временам.
Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения
основной мысли.
Глагол. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме: «Глагол».
Работа над ошибками.
Предложение. Текст.
Главные члены предложения.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Второстепенны члены предложения.
Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным.
Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным.
Различение нераспространенных и распространенных
предложений.
Распространение предложений.
Распространение предложений.
Знакомство с однородными членами предложения.
Дополнение предложения однородными членами.
Дополнение предложения однородными членами.
Дополнение предложения однородными членами.
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме: «Предложение».
Работа над ошибками.
Повторение. Состав слова. Корень и однокоренные слова.
Составление рассказа по опорным словам.
Выучить правило
Решить тест
Выучить правило
Решить тест
Выучить правило
Решить тест
Решить тест
Выучить правило
Решить тест
Решить тест
Стр.168 упр.231
Стр. 169 упр.234
Стр.171 упр.237
Стр.173 упр. 240
Стр.175 стр.243
Стр. 176 упр.246
Стр. 177 упр.249
Стр. 180 упр.252
Решить тест
Выучить правило
Стр.186 упр. 255
Выучить правило
Стр.188 упр.258
Выучить правило
Выучить правило
Выучить правило
Выучить правило
Стр. 192 упр.267
Стр.195. упр.270
Выучить правило
Решить тест
Стр. 196 упр.273
Стр. 198 упр. 276
Стр.202 упр. 277
Стр.202 упр. 278
150
Разбор слов по составу. Рассказ по сюжетным картинкам.
151
152
153
Приставка, корень, суффикс, окончание.
Составление рассказа по началу.
Правописание гласных и согласных в корне слова. Работа с
текстом.
Части речи. Работа с диалогом.
Составление текста письма другу (родственнику).
Грамматические признаки имен существительных. Работа с
диалогом.
Морфологический разбор имени существительного.
Составление рассказа по картинке.
Предложение. Главные и второстепенные члены
предложения.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Грамматический разбор предложений. Работа с текстом.
Однородные члены предложения. Работа с диалогом.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Работа с текстом.
Составление предложений с однородными членами.
Поздравительная открытка.
Работа с текстом.
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
Работа с диалогом.
Изложение по мотивам повести Н. Гарина-Михайловского «
Тема и Жучка».
Грамматический разбор предложений.
Итоговый контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Обобщающий урок.
Написать рассказ по
картине
Стр. 210 упр. 292
Решить тест
Решить тест
Решить тест
Решить тест
Решить тест
Решить тест
Решить тест
Решить тест
Решить тест
Решить тест
Решить тест
Решить тест
Решить тест
Решить тест
-