МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
МКОУ "Кузнецовская ООШ"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
по УВР
Директор
________________________
Посредникова М.В.
Приказ №63-3-од от
30.08.2023
________________________
Шархун Н.Л.
Протокол №1от 29.08.2023
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1406776)
учебного предмета «География»
для обучающихся 8 класса
д. Кузнецово 2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «География» для учащихся 8
классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2015 г.);
Постановление главного государственного врача Российской
федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»(Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573)
Постановление главного государственного санитарного врача РФ
от 30.06.2020 года № 16 « Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию организации работы образовательных организаций
и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»
Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ
«Исилькульская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.
При разработке рабочей программы были использованы програмннометодические материалы:
1.Типовая
программа «География» автор: Т. М.Лифанова (сборник
программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида, 5-9 классы /под редакцией И.М. Бгажноковой . – М.:
Просвящение, 2015,.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический
комплект:
1.Лифанова Т. М., Соломина Е.Н. География 8 кл: учеб. для спец.
(коррекц.) образовательных учреждений VIII вида : с прил. / Т.М. Лифанова,
Е. Н Соломина. - М.: Просвещение, 2021.
2. Атлас. География.8 класс, Просвещение, 21
Цель рабочей программы: сформировать у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение
использовать географические знания и умения в повседневной жизни для
объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Рабочая программа по географии решает следующие задачи:
формирование представлений о географии и ее роли в
понимании природных и социально-экономических процессов и их
взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами картографической грамотности и
применение элементарных практических умений и приемов использования
географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами,
процессами и явлениями географической среды, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий.
Основными организационными формами работы на уроке географии
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков предполагается использование
следующих методов:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и
книгой);
Наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их
изображения)
Практические (упражнения, работа с географической картой,
картиной, схемами).
Проблемный;
Частично-поисковый;
Исследовательский;
Создание макетов ;
Система специальных коррекционно – развивающих методов;
Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение,
требование);
Решение «проблемных ситуаций» и географических задач;
Проведение опытов;
Практические работы;
Правописание трудных слов;
Чтение местной периодической печати;
Выполнение схематических зарисовок, составление несложных
планов, чтение карт, моделирование, обозначение изученных объектов на
контурных картах, заполнение схем и таблиц (обобщающие, сравнительные,
требующие классификации объектов).
Методы организации деятельности (приучение, упражнение,
показ, подражание, поручение);
Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение,
взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при
котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование
комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета, через демонстрацию учащимся примеров осознанного
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
анализа жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путем
проведения единых тематических уроков в образовательных областях: язык и
речевая практика, математика и естествознание, человек и общество,
география и история.
С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на
уроках географии рассматриваются вопросы профориентационного
характера, направленные на знакомство учащихся с многообразием мира
профессий. Профессиональная ориентация на уроках истории
осуществляется путем проведения коротких бесед о профессиях,
упоминаемых в учебном материале, а так же выяснение и разъяснение в
каких профессиях, знания полученные на уроках географии будут полезны.
При переходе на обучение с применением электронных и
дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета
«География» вносится корректировка с учетом технических средств
обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная
почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов
офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие
осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания,
разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля
качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный
материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и
самостоятельных работ в дистанционном режиме.
При составлении уроков адаптируется материал основных
образовательных порталов:
образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;
ЯндексУчебник;
ЯКласс;
Российская электронная школа;
ВК сообщество, «Наша начальная школа»;
ВК сообщество, «В стране выученных уроков. Начальная
школа»;
ВК сообщество, Коррекционная педагогика .ОВЗ.ФГОС;
ВК сообщество, Дети и родители
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
В программе по учебному курсу «География» обозначены два
уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является
обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие
достижения этого уровня по географии в 8 классе не является препятствием к
продолжению образования по данному варианту программы.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями,
предусмотренными рабочей программой для 8 класса по 5-балльной шкале
системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно
соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
Оценка«3»-«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно
выполняют от 35% до 50% заданий;
Оценка «2»- не ставиться.
При оценке устного ответа учащихся необходимо учитывать:
правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность
ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение
сослаться на текст учебника, пользоваться географической картой.
Оценки за устный ответ:
Оценка «5» - понимание материала; самостоятельно формулирует
ответы;
-допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка «4» - понимание материала, при ответе допускает неточности,
ошибки в речи, исправляет только с помощью учителя.(1-2ошибки)
Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и
последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только
с помощью учителя или учащихся, затрудняется самостоятельно подтвердить
пример; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2»- не ставится.
Оценки за письменный ответ:
Оценка «5»- вся работа выполнена без ошибок;
Оценка «4» - в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
Оценка «3» - правильно выполнена большая часть заданий;
Оценка «2»- не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется
на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объему и элементарные
по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.
В течение учебного года проводится диагностика уровня
усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1 этап – стартовая диагностика на начало изучения темы.
Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного
материала по изучаемым темам.
2 этап – итоговая диагностика.
Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать
полученные знания на практике.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице
достижений предметных результатов.
По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком,
представленным в виде баллов:
0 баллов – не проявил данное умение (не научился).
1балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично
научился).
2балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется
частичная помощь учителя.
3балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об
уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году;
запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в
дальнейшем обучении.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом
особенностей его освоения обучающимися
География как учебный предмет содержит необходимые
предпосылки для развития познавательных способностей учащихся,
коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально - волевой сферы.
Программа курса « Географии» в 8 классе является логическим
продолжением изучения географии в 6 и 7 классах.
Распределение учебного материала, осуществляется концентрически с
учетом познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей
учащихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от
практического обучения к практико- теоретическому. Повторение изученного
материала сочетается с постоянной подготовкой к восприятию новых знаний.
География даёт благодатный материал для патриотического,
интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с
интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу
своего содержания обладает значительными возможностями для развития и
коррекции познавательной деятельности детей с умственной отсталостью:
они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими
пособиями, какими являются план и географическая карта, учит
абстрагироваться, развивает воображение учащихся, создает условия для
коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Обучение географии тесно связано с жизнью и другими учебными
предметами (природоведение, биология, история, рисование, профильный
труд)
Содержание учебного предмета «География » в 8 классе
включает следующие разделы:
1.Введение
2. Мировой океан.
3. Африка
4.Австралия
5. Антарктида
6.Америка.
7.Евразия.
Раздел «Введение» в 8 классе направлен на формирование
представления обучающихся о географии материков и океанов. В этом
разделе учащиеся повторяют и закрепляют знания о географическом
положении материков и океанов земного шара, их размерах. Совершенствуют
навыки работы с учебником, Приложением к учебнику.
В разделе «Мировой океан» продолжается формирование
представления обучающихся о мировом океане, осуществляется знакомство
с растительным и животным миром, с крупными морями, островами и
полуостровами Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого, Индийского
океанов. Учащиеся знакомятся с условиями бережного отношения к ресурсам
Мирового океана, совершенствуют навыки работы с картой полушарий и
контурной картой.
В разделе «Африка» учащиеся знакомятся с географическим
положением, разнообразием рельефа и климата изучаемого материка, с его
водными ресурсами, природными зонами, растительным и животным миром.
Знакомятся с бытом и хозяйственной деятельностью населения крупных
стран Африканского материка.
В разделе «Австралия» учащиеся знакомятся с географическим
положением, разнообразием рельефа и климата изучаемого материка, с его
водными ресурсами, природными зонами, растительным и животным миром.
Знакомятся с бытом и хозяйственной деятельностью населения Австралии.
Австралийский союз. Океания. Остров Новая Гвинея.
В разделе «Антарктида» учащиеся знакомятся с географическим
положением материка, с историей открытия Антарктиды русскими
мореплавателями, с поверхностью материка, его климатом, с животным и
растительным миром, полезными ископаемыми.
Раздел «Америка» представлен материалом о географическом
открытии материков Северной и Южной Америки. Знакомит учащихся с их
географическим положением, разнообразием рельефа, климата, водными
ресурсами, растительным и животным миром.
Раздел «Евразия» рассматривает такие понятия : географическое
положение, очертания берегов Евразии, моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов, острова и полуострова, очертания берегов. Моря
Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые
Азии. Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии.
Основной формой обучения географии в специальной
(коррекционной) школе является урок.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения
материала);
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-
обобщающий урок);
Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за
год. При выставлении итоговой оценки учитывается уровень знаний
учащихся. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты
наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее
развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию,
обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный
предмет «География» входит в предметную область «Человек и общество», и
является обязательной частью учебного плана. Тематическое планирование
рабочей программа по предмету «География» в 8 классах составлено в
соответствии с учебным планом МКОУ «Кузнецовская ООШ» на 2023-2024
учебный год, годового календарного учебного графика и рассчитана на 34
учебных недели (68 часов, 2 часа в неделю).
I четверть – 18 часов;
II четверть – 16 часов;
III четверть –20 часов;
IV четверть – 14 часов.
Возможно изменение количества часов в зависимости от внесения
изменений в Годовой календарный учебный график.
VI. Результаты освоения учебного предмета.
Освоение обучающимися программы, предполагает достижение
двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по
предмету «География» для учащихся 8 класса включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках географии будут формироваться следующие
личностные результаты:
Личностные результаты)
осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
формирование адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места
в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Основные требования к умениям учащихся.
Предметные результаты: включают освоение обучающимися знаний
и умений, специфичных для учебного предмета «География», характеризуют
опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности
и должны отражать:
формирование интереса к изучению географии;
коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения
коммуникации в различных ситуациях общения с использованием
географических понятий;
овладение основами географических понятий;
использование знаний и умений в области географии для
решения практических задач.
Предметные результаты
К концу обучения в 8 классе учащиеся должны усвоить географические
представления:
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать: Атлантический, Северный Ледовитый,
Тихий, Индийский океаны; географическое положение и их хозяйственное
значение; особенности географического положения, очертания берегов и
природные условия каждого материка, население и особенности размещения;
названия изученных географических объектов (по атласу, специально
разработанному для коррекционных школ VIII вида)
Учащиеся должны уметь: показывать на географической карте океаны,
давать им характеристику; определять на карте полушарий географическое
положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное
описание их природных условий; находить в периодической печати сведения
об изученных государств и показывать их на политической карте; выполнять
задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для
8 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и
время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных
возможностей учащихся).
Минимальный уровень.
Обучающиеся должны знать:
название океанов земного шара, их значение;
название материков земного шара;
знать на каком материке расположена Россия, в европейской или
азиатской частях России расположена местность, в которой живет
обучающийся.
Учащиеся должны уметь:
-показывать на географической карте океаны земного шара;
-показывать на географической карте материки земного шара.
Программа обеспечивает достижение учащимися 8 класса базовых
учебных действий:
Личностные учебные действия:
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
осуществлять контроль за своими поступками в школе, в
обществе, в природе;
уважительно и бережно относиться к труду работников школы,
школьному имуществу;
проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
оказывать помощь сверстникам и взрослым;
гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей;
проявлять бережное отношение к культурно-историческому
наследию родного края и страны через решение практических задач.
Коммуникативные учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных
и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
В течение учебного года проводится мониторинг базовых учебных
действий, который будут отражать индивидуальные достижения
обучающихся в процессе усвоения программы по предмету «География».
Мониторинг проводится в 2 этапа (стартовый – сентябрь, итоговый – май).
Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений за
учащимися в процессе практической работы на уроке, опроса, тематической
беседы, тестирования, анкетирования; при выполнении самостоятельных и
практических работ.
V. Содержание учебного предмета
V. 1. Содержание программы
Введение. Что изучают в курсе географии материков и океанов.
Материки и части света на глобусе и карте.
Мировой океан Атлантический океан Северный Ледовитый океан.
Тихий океан. Индийский океан. Современное изучение Мирового океана.
Практические работы.
Обозначение океанов на контурной карте полушарий.
Составление схемы хозяйственного использования океанов.
Зарисовки рыб, морских животных, айсбергов.
Подбор иллюстраций по теме: «Мировой океан».
Материки и части света.
Африка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат,
реки и озера. Природные зоны. Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн. Животный мир
саванн. Растительный и животный мир пустынь. Население и государства.
( Государства по выбору учителя: Египет, Эфиопия, Танзания,
Демократическая республика Конго, Нигерия, Южно- Африканская
республика или другие).
Практические работы. Обозначение на контурной карте изучаемых
географических объектов. Запись названий и зарисовки в тетради наиболее
типичных растений и животных.
Австралия. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат,
реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Население. Австралийский
союз.Океания. Остров Новая Гвинея.
Практические работы. Обозначение на контурной карте изучаемых
географических объектов. Запись названий и зарисовки в тетради наиболее
типичных растений и животных.
Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Открытие
Антарктиды Русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир Антарктиды.
Практические работы. Обозначение на контурной карте Южного
полюса и океанов омывающих Антарктиду. Составление альбомов
иллюстраций по теме: «Антарктида». Зарисовки птиц и животных
Антарктиды. Изготовление простейшего макета изучаемого материала.
Америка. Открытие Америки.
Северная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа,
климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и
государства. Соединенные Штаты Америки. Канада. Мексика. Куба(по
выбору учителя).
Южная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа,
климат. Реки и озера. Растительный и животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов. Животный мир
саванн, степей, полупустынь, гор. Население и государства: Бразилия,
Аргентина, Перу . Обобщающий урок. Часть света-Америка.
Практические работы. Обозначение на контурной карте изучаемых
географических объектов. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее
типичных растений и животных.
Евразия. Географическое положение. Очертания берегов Евразии. Моря
Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова.
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и
полуострова Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и
озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт
народов Европы и Азии. Обобщающий урок: «Евразия.»
V. II.Тематический план
8 класс:
№
Наименование раздела
Кол-во
пп.
часов
1
Введение.
1
2
Мировой океан.
5
3
Африка.
12
4
Австралия.
8
5
Антарктида.
6
6
Америка.
17
7
Евразия.
16
Всего:
65ч
IV. Календарно-тематическое планирование.
8 класс 1 четверть (17часов)
№ Тема урока
Дидактическая
цель
Основные виды деятельности.
Кол-во
часов
1
Что изучает
география
материков и
океанов.
Материки и
океаны на
глобусе и
физической карте
полушарий.
Повторение
понятий: суша,
океан, остров,
материк. План
изучения
материков и
океанов.
2
Мировой океан.
Атлантический
океан.
Познакомить с
особенностями
Атлантического
океана.
Слушать объяснения учителя.
1
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Называть материки и океаны.
Устанавливать соотношение площади воды и суши
на земном шаре.
Работать с глобусом и физической картой
полушарий.
Называть пункты плана изучения материков и
океанов.
Владеть приемами элементарного чтения
географической карты.
Слушать объяснения учителя.
1
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Называть океаны.
Объяснять понятие «мировой океан».
3
Северный
Познакомить
Ледовитый океан. учащихся с
основными
особенностями
природы океана.
4
Тихий океан.
Презентация.
Дать
характеристику
ГП Тихого океана.
Показывать океаны на географической карте из
приложения к учебнику .
Сравнивать Атлантический океан с другими
океанами по величине.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Называть океаны.
Объяснять понятие «мировой океан».
Показывать океаны на географической карте из
приложения к учебнику .
Сравнивать Северный Ледовитый океан с другими
океанами по величине.
Рассказывать о Г.П. СЛО.
Обозначать океан на к\карте полушарий.
Объяснять понятия: Арктика, торосы, навигация.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Называть океаны.
Объяснять понятие «мировой океан».
Показывать океаны на географической карте из
1
1
5
Индийский океан. Изучить
особенности
природы
Индийского
океана.
6
Современное
изучение
мирового океана.
Показать значение
Мирового океана
для жизни на
Земле.
приложения к учебнику .
Сравнивать Тихий океан с другими океанами по
величине.
Рассказывать о Г.П.Тихого океана.
Обозначать океан на к\карте полушарий.
Объяснять понятия: Цунами, рифы.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Называть острова и полуострова индийского океана.
Объяснять понятие «мировой океан».
Показывать океаны на географической карте из
приложения к учебнику .
Сравнивать Индийский океан с другими океанами
по величине.
Рассказывать о Г.П.Индийского океана.
Показывать на карте: Сомали, Индостан,
Мадагаскар. Крупные - города порты Индийского
океана.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
1
1
7
Африка.
Географическое
положение.
Формировать
представление
учащихся о
географическом
положении.
8
Разнообразие
рельефа, климат,
реки и озера.
Изучить
особенности
рельефа, климата,
природных
условий материка,
выявить причины
этих
особенностей.
Объяснять понятие «мировой океан».
Показывать океаны на географической карте из
приложения к учебнику.
Объяснять, зачем нужно изучать Мировой океан, что
такое океанология.
Составлять схемы хозяйственного использования
океанов.
Слушать объяснения учителя.
1
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Показывать на карте географическое положения
материка. и очертания берегов материка; океаны,
омывающие берега Африки; острова и полуострова.
Слушать объяснения учителя.
1
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Показывать на карте географическое положения
материка, и очертания берегов материка; океаны,
омывающие берега Африки; острова и полуострова.
Рассказывать об особенностях поверхности
континента.
Обозначать на к\карте крупнейшие реки Нил, Нигер,
9
Природные зоны.
Растительность
тропических
лесов.
Формировать
представление о
природе Африки.
10 Животный мир
тропических
лесов.
Дать понятия о
своеобразии
животного мира
тропических
лесов.
11 Растительный
мир саванн.
Формировать
знания о
Заир; Атласских гор, озёр: Чад, Виктория, Суэцкий
канал.
Определять ГП месторождения полезных
ископаемых на карте с помощью условных знаков.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Показывать на карте Атласские горы, Эфиопское
нагорье, Драконовы горы, пустыня Сахара, долина
Нила.
Рассказывать об особенностях поверхности
континента, о влиянии климата на растительный мир
тропических лесов.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Называть наиболее типичных представителей
животного мира. Зарисовать представителей
богатого животного мира.
Окапи.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
1
1
1
растительном
мире саванн.
12 Животный мир
саванн.
Познакомить с
особенностями
внешнего вида и
образа жизни
типичных
представителей
животного мира
Саванн.
13 Растительный и
животный мир
пустынь.
Формировать
представление об
особенностях
растительного и
животного мира
пустынь.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Рассказывать об особенностях флоры саванн,
влиянии жаркого климата на растительный мир
саванн.
Записывать и зарисовывать в тетрадь растения
саванн.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Показывать на карте географическое положения
материка, и очертания берегов материка; океаны,
омывающие берега Африки; острова и полуострова.
Рассказывать об особенностях фауны саванн,
влиянии жаркого климата на животный мир.
Записывать и зарисовывать в тетрадь животных
саванн.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
1
1
14 Население.
Познакомить с
культурой и
обычаями
населения
Африки.
15 Государства:
Дать общее
Египет, Эфиопия.
представление о
странах.
Показывать на карте географическое положения
материка, и очертания берегов материка; океаны,
омывающие берега Африки; острова и полуострова.
Рассказывать об особенностях флоры и фауны
пустынь, о влиянии жаркого климата на животный и
растительный мир.
Зарисовать наиболее типичных представителей
растительного и животного мира пустынь.
Объяснять понятия: пустыни, барханы, оазис.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Показывать на карте географическое положения
материка. и очертания берегов материка; океаны,
омывающие берега Африки; острова и полуострова.
Знать: какие народы населяют Африку. Уметь:
составлять монологический рассказ.
Национальный состав континента, культура, быт,
особенности народов Африки
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
1
1
16 Танзания.
Формировать
Демократическая представление
республика Конго о государствах.
(ДР Конго).
17 Южно –
Африканская
Республика.
Дать общее
представление о
стране.
Показывать на карте географическое положения
материка, и очертания берегов материка; океаны,
омывающие берега Африки; острова и полуострова.
Знать: столицы государств.
Уметь: отмечать государства на контурной карте.
Египет, Эфиопия. Каир. Аддис- Абеба.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Показывать на карте географическое положения
материка, и очертания берегов материка; океаны,
омывающие берега Африки; острова и полуострова.
Знать: столицы государств.
Уметь: давать несложную характеристику
промышленности ДР. Конго и Эфиопии.
Килиманджаро. Киншаса.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Показывать на карте географическое положения
материка. и очертания берегов материка; океаны,
омывающие берега Африки; острова и
1
1
полуострова.
Знать: Г.П. ЮАР.
Уметь: обозначать на к\карте государство.
ЮАР.
Итого:
17
II четверть
№ Тема урока
1
Повторение по
теме: «Африка»
Дидактическая
цель
Проверить уровень
знаний, умений и
навыков по данной
теме.
2
Австралия.
Географическое
положение.
Изучить
особенности ГП
материка.
Основные виды деятельности.
Кол-во часов
Слушать объяснения учителя.
1
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Показывать на карте географическое положения
материка. и очертания берегов материка; океаны,
омывающие берега Африки; острова и полуострова.
Знать: столицы государств.
Знать и показывать: на физ.карте Африку.
Уметь: анализировать, делать выводы.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
1
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Показывать на карте географическое положения
материка. и очертания берегов материка; океаны,
омывающие берега Австралии; острова и
полуострова.
Знать: особенности географического положения,
материка.
Уметь: обозначать на контурной карте.
Объяснять понятия: Большой Барьерный риф,
кораллы.
3
4
Разнообразие
рельефа, климат,
реки и озера.
Растительный
мир.
Формировать
представление о
рельефе, климате,
реках и озерах
материка.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: очертания берегов и природные условия
материка.
Уметь: показывать на физ.карте реки и озера
материка.
Объяснять понятия: Равнина, горная система.
Большой Водораздельный хребет.
Большая Песчаная пустыня.
Формировать
Слушать объяснения учителя.
представление
Понимать инструкцию к учебному заданию.
о растительном мире Работать в парах, группах.
материка
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: растения материка.
Уметь: давать краткую характеристику
1
1
5
Животный мир.
Формировать
представление
о животном мире
Австралии
6
Население.
Формировать
представление о
населении
Австралии
7
Австралийский
Союз.
Формировать общее
представление о
растительного мира.
Пустыни, скреб, тропические леса.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: животных Австралии.
Уметь: составлять небольшой рассказ об одном из
животных.
Объяснят понятия: Сумчатые. Запрет на ввоз
животных.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: население и особенности размещения.
Уметь: устанавливать взаимосвязь между
климатом, растительным и животным миром и
занятиями населения.
Объяснять понятия: коренное, пришлое
население.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
1
1
1
Союзе
8
Океания. Остров
Новая Гвинея.
9
Повторительно –
обобщающий
урок по теме:
«Австралия»
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: Г.П.страны.
Уметь: показывать на физ.карте.
Объяснять понятия: 1901год - Австралийский
союз. Страна – материк.
Изучить
Слушать объяснения учителя.
особенности
Понимать инструкцию к учебному заданию.
рельефа, населения и Работать в парах, группах.
хозяйства Океании
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: понятия «Океания».
Уметь: рассказать об особенности путешествия.
Объяснять понятия: океания, архипелаг, атолл.
Закрепить и
обобщить знания по
теме: «Австралия»
1
Слушать объяснения учителя.
1
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Показывать и описывать географические объекты
по карте.
Рассказывать об особенностях
10 Географическое
положение.
Антарктика.
Дать общую
характеристику
Антарктиды.
11 Открытие
Антарктиды
русскими
мореплавателями.
Показать вклад
ученных и
мореплавателей в
открытие и
исследование
материка
12 Разнообразие
Познакомить с
жизни, культуры и хозяйственной деятельности
австралийцев .
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: особенности географического положения
материка.
Уметь: обозначать на контурной карте материк.
Объяснять понятия: Южный полюс,
Руал Амундсен.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: о первой русской экспедиции к Южному
материку.
Уметь: нанести на карту путь мореплавателей.
Работать с текстом:
Мореплаватели;
Объяснять понятия: «Восток», «Мирный»
Покорение Южного полюса Ф.Ф. Беллинсгаузеном.
М.П. Лазаревым.
Слушать объяснения учителя.
1
1
рельефа, климата. особенностями
природы
Антарктиды, её
поверхности,
климата.
13 Растительный и
животный мир.
Охрана природы.
Формировать
представление об
особенностях
растительного и
животного мира
Антарктиды
14 Современные
исследования
Антарктиды.
Познакомить
учащихся с
современным
исследованием
Антарктиды
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: очертания берегов и природные условия
материка.
Уметь: работать с контурной картой.
Объяснять понятия: ледяная пустыня;
Антарктические оазисы.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: растительный и животный мир
Антарктиды.
Уметь: анализировать, самостоятельно работать в
рабочих тетрадях
Объяснять понятия: колонии, Адели.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: понятия урока.
1
1
1
15 Америка.
Открытие
Америки.
Показать вклад
ученых и
путешественников в
открытие и
исследования
материка.
Уметь: давать развернутые ответы
Объяснять понятия: нейтральная территория.
Рассказывать об исследовании Антарктиды по
наводящим вопросам.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: имена первооткрывателей Америки.
Уметь: показывать и обозначать материк на карте,
Работать с лентой времени.
Рассказывать по наводящим вопросам:1492готкрытие Америки.
Х.Колумб, Америго Веспуччи.
Объяснять понятия:каравеллы, пошлины;
1
Итого:
III четверть
№
1
Тема урока
Географическое
положение.
Дидактическая
цель
Формировать
представление о
ГП материка.
Основные виды деятельности
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: ГП материка.
Кол-во часов
1
2
Разнообразие
Познакомить с
рельефа, климат. природными
условиями и
природными
ресурсами,
климатом.
3/
4
Реки и озера.
Работа с
контурными
картами.
Познакомить с
крупнейшими
реками, озерами,
водопадами.
5
Растительный и
животный мир.
Формировать
представление о
растительном и
животном мире
Уметь: давать сравнительную характеристику.
Третий по величине материк земного шара.
Объяснять понятия: Калифорния, Флорида, Аляска.
Слушать объяснения учителя.
1
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать и определять крупные формы рельефа.
Уметь: наносить на к/к географические объекты.
Объяснять понятия: Торнадо, Кордильеры, Орисаба,
Мак-Кинли, Аппалачи, Гольфстрим,
Лабродорское течение.
Слушать объяснения учителя.
2
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: крупные реки С.А.
Уметь: показывать и обозначать на контурной карте
реки и озера.
Озера, реки, каньон.
Слушать объяснения учителя.
1
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
страны.
6
Население и
государства.
Формировать
представление о
народах,
населяющих
страну, их
основных
занятиях.
7
Соединенные
штаты Америки.
Дать общее
представление о
США.
8
Канада.
Формировать
общее
представление о
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: растительный и животный мир материка.
Уметь: самостоятельно выполнять задания в рабочей
тетради.
Природные зоны. Бизон.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: основное население страны.
Уметь: давать несложную характеристику
хозяйственной деятельности.
Индейцы, поселенцы, резервация.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: местоположение США на материке.
Уметь: работать самостоятельно, давать развернутые
ответы.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
1
1
1
стране.
9
Мексика. Куба.
10
Южная
Америка.
Географическое
положение.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: особенности географического положения,
природные условия, население и особенности
размещения.
Уметь: работать по плану, давать краткую
характеристику.
Канада – одна из высокоразвитых, богатейших стран
планеты.
Выявить основные Слушать объяснения учителя.
черты природы,
Понимать инструкцию к учебному заданию.
населения и его
Работать в парах, группах.
хозяйственной
Называть предмет изучения географии.
деятельности.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: особенности географического положения,
очертания берегов и природные условия стран.
Уметь: давать развернутые ответы; обозначать на
контурной карте Мексика и Куба – бывшие колонии
Испании.
Объяснять понятия : плато.
Познакомить
Слушать объяснения учителя.
учащихся с ГП.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Южной Америки. Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
1
1
11
Разнообразие
Формировать
рельефа, климат. представление о
строении и
разнообразии
рельефа, климата.
12
Реки и озера.
Фильм.
13
Растительный
Формировать
мир тропических представление о
лесов.
растительном
Познакомить с
крупнейшими
реками, озерами,
водопадами
Знать: особенности географического положения ЮА.
Уметь: определять на карте полушарий ГП и
очертание берегов материка.
Южная Америка, Фернан Магеллан.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать и показывать на физ.карте основные формы
рельефа.
Уметь: давать сравнительную характеристику СА и
ЮА.
Объяснять и показывать понятия : Горы Анды;
Амазонская низменность.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: крупные реки и озера ЮА.
Уметь: определять ГП рек ЮА.
ЮА - материк, на котором много водоёмов.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
1
1
1
мире тропических
лесов.
14
Животный мир
тропических
лесов.
15
Растительный
мир саванн,
степей, пустынь
и горных
районов.
16
Животный мир
саванн, степей,
полупустынь,
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: растительный мир тропических лесов.
Уметь: анализировать, работать с учебником.
Сельва.
Формировать
Слушать объяснения учителя.
представление о
Понимать инструкцию к учебному заданию.
животных
Работать в парах, группах.
тропического леса. Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать и называть животных тропических лесов:
Гарпии, игуаны, броненосцы, муравьед, тапиры,
ягуар.
Формировать
Слушать объяснения учителя.
представление о
Понимать инструкцию к учебному заданию.
растительном
Работать в парах, группах.
мире саванн,
Называть предмет изучения географии.
степей, пустынь и Анализировать и оценивать свои действия и
горных районов.
действия одноклассников.
Знать: природные зоны ЮА.
Уметь: давать сравнительную
характеристику
Атакама. Патагония. Пампа.
Расширение
Слушать объяснения учителя.
представлений о
Понимать инструкцию к учебному заданию.
животном мире
Работать в парах, группах.
1
1
1
горных
районов.
Южной Америки.
17
Население и
государства.
Формировать
представление об
истории заселения
материка, о
прошлом и
настоящем его
народа, о древних
цивилизациях.
18
Бразилия.
Формирование
представлений об
особенностях
природы,
населения и
хозяйственной
деятельности
Бразилии.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: животный мир саванн, степей, полупустынь,
гор.
Уметь: давать сравнительную характеристику,
бережно относится к животным.
Саванна, полупустыня, горы.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: основное население страны.
Уметь: давать несложную характеристику
хозяйственной деятельности.
В ЮА живет более 320 млн. человек.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: географическое положение и хозяйственное
значение Бразилия.
Уметь: находить на карте страну, её столицу;
обозначать на контурной карте.
1
1
19
Аргентина.
Дать общую
характеристику
страны.
Экватор, Амазонка, Амазонская низменность
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: географическое положение и хозяйственное
значение страны.
Уметь: наносить на карту страну и её столицу
Объяснять понятия: Патагония. Мате; Анды. Гаучо.
Итого:
1
19
IVчетверть 8кл
№
Тема урока
1
Евразия: ГП.
2
Очертания берегов
Евразии.
Дидактическая
цель
Формировать
представление
учащихся о материке
Евразия.
Познакомить
учащихся с морями,
Основные виды деятельности
Кол-во часов
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: особенности географического положения
материка.
Уметь: показывать на карте страну.
Евразия: Европа + Азия.
Уральские горы.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
1
1
Моря Северного
Ледовитого и
Атлантического
океанов. Острова и
полуострова.
3
4
островами и
полуостровами СЛО
и Атлантического
океанов.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: моря СЛО и Атлантического океанов.
Уметь: определять на карте полушарий
географическое положение, показывать на карте.
Находить на карте моря: Норвежское,
Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, ВосточноСибирское, Чукотское, Средиземное, Черное.
Острова: Великобритания
Полуострова: Скандинавский, Пиренейский,
Апенинский, Балканский.
Очертания берегов. Познакомить
Слушать объяснения учителя.
1
Моря Тихого и
учащихся с морями, Понимать инструкцию к учебному заданию.
Индийского
островами и
Работать в парах, группах.
океанов. Острова и полуостровами
Называть предмет изучения географии.
полуострова.
Тихого и
Анализировать и оценивать свои действия и
Индийского океанов. действия одноклассников.
Знать: моря Тихого и Индийского океанов.
Уметь: показывать на физ.карте.
Берингово, Охотское, Японское, ВосточноКитайское, Южно-Китайское, Аравийское, Красное.
Заливы: Бенгальский, Персидский Острова: ШриЛанка, Индонезийские, Японские, Сахалин.
Полуострова: Малая Азия, Аравийский, Индостан,
Индокитай, Корея, Камчатка.
Работа с
Продолжать
Слушать объяснения учителя.
1
контурными
картами.
формировать умение
работать с
контурными
картами.
5
Разнообразие
рельефа. Полезные
ископаемые
Европы.
Формировать
представление
учащихся о
разнообразии
рельефа Европы и о
полезных
ископаемых.
6
Разнообразие
рельефа. Полезные
ископаемые Азии.
Формировать
представление
учащихся о
разнообразии
рельефа, полезных
ископаемых Азии.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: понятия «моря», «остров»,
«полуостров».
Уметь: находить их на карте и отмечать на к\к.,
моря, острова, полуострова.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: условную границу между Европой и
Азией.
Уметь: обозначать границу на контурной карте
горы.
Горы: Альпы, Карпаты, Кавказ.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: о разнообразии рельефа.
Уметь: обозначать на карте месторождения
1
1
7
Климат Евразии.
8
Реки и озера
Европы.
9
Реки и озера Азии.
полезных ископаемых.
Горы: Тянь-Шань, Тибет, Гималаи. Полезные
ископаемые.
Познакомить
Слушать объяснения учителя.
учащихся с
Понимать инструкцию к учебному заданию.
основными
Работать в парах, группах.
климатическими
Называть предмет изучения географии.
поясами Евразии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: природные зоны.
Уметь: работать с контурной картой.
С севера на юг климат меняется - от холодного
климата арктических пустынь до жаркого
тропического.
Формировать знания Слушать объяснения учителя.
учащихся о крупных Понимать инструкцию к учебному заданию.
реках и озерах
Работать в парах, группах.
Европы
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: реки и озера Европы.
Уметь: отмечать на карте крупные реки и озера
Европы. Реки: Дунай, Днепр, Дон, Волга.
Формировать знания
учащихся о крупных Слушать объяснения учителя.
реках и озерах
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Азии.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
1
1
1
1
0
Растительный и
животный мир
Европы.
Формировать
представление
учащихся о
растительном и
животном мире
Евразии.
1
1
Растительный и
животный мир
Азии.
Формировать
представление
учащихся о
растительном и
животном мире
Азии
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: реки и озера Азии.
Уметь: отмечать на карте, давать сравнительную
характеристику. Реки: Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг,
Сыр-Дарья, Амударья, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озера: Балхаш, Байкал, Иссык-Куль, Каспийское,
Аральское. Пустыни: Гоби, Каракумы, Кызылкум.
Слушать объяснения учителя.
1
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: растительный и животный мир Европы.
Уметь: устанавливать простейшие взаимосвязи
между многообразием животного и растительного
мира.
Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и
широколиственные леса, искусственные
насаждения, степи, тропические, субтропические
леса, область высотной поясности.
Слушать объяснения учителя.
1
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
1
2
Население Евразии. Дать представления
учащимся о народах
Евразии.
1
3
Культура и быт
народов Европы.
Познакомить
учащихся с
культурой и бытом
населения Евразии.
Знать: типичных представителей растительного и
животного мира Азии.
Уметь: сравнивать, описывать животное по
признакам. Красная книга, заповедники,
заказники, национальные парки, браконьеры.
Слушать объяснения учителя.
1
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: народы, населяющие материк.
Уметь: давать несложную сравнительную
характеристику народов Евразии.
Объяснять понятия: Красная книга,
заповедники, заказники, национальные парки,
браконьеры.
Слушать объяснения учителя.
1
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: расы, населяющие Евразию. Уметь:
выполнять задания в « Рабочей тетради по
географии».
Культура, христиане, религия, национальные
костюмы, блюда, обычаи, традиции.
1
4
Культура и быт
народов Азии.
Познакомить
учащихся с
культурой и бытом
населения Азии.
Слушать объяснения учителя.
Понимать инструкцию к учебному заданию.
Работать в парах, группах.
Называть предмет изучения географии.
Анализировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
Знать: расы, населяющие Азии.
Уметь: давать несложную сравнительную
характеристику.
Культура, ислам, христиане, религия, буддизм,
индуизм, национальные костюмы, блюда, обычаи,
традиции.
Итого:
Всего:
1
14ч
65ч
V. Контрольно- измерительные материалы.
Контрольный тест по географии. 8 кл
Вариант II
1.Задание: Укажите самый мелководный океан на Земле
а) Атлантический океан
б) Северный ледовитый океан
2.Задание: Назовите самую длинную реку в мире
а) Конго
б) Нил
3.Задание: Задание: Назовите отрасль сельского хозяйства, которая наиболее характерна для Австралии
а) Земледелие
б) Овцеводство
4.Задание: Укажите животное Австралии, изображение которого можно увидеть на гербе этой страны
а) Кенгуру
б) Коала
5. Задание: Назовите первооткрывателей Антарктиды
а) Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев
б) Дж.Кук
6. Задание: Выберите правильное утверждение
а) Америка - это часть света
б) Америка – это материк
7. Задание: Коренное население Южной Америки:
а) индейцы
б)негры
8.Задание: Назовите столицу самого крупного государства Южной Америкиа) Бразилиа
б) Каракас
9.Задание: Назовите единственный материк, который омывает все четыре океана земного шара
а) Африка
б) Евразия
10.Задание: Укажите, к каким расам относятся народы, населяющие Евразию
а) Европеоидная и монголоидная
б) Негроидная и меланезийская
Контрольный тест по географии. 8 кл
Вариант I
1.Задание: Укажите самый мелководный океан на Земле
а) Атлантический океан
б) Северный ледовитый океан
в) Тихий
2.Задание: Назовите самую длинную реку в мире
а) Конго
б) Нил
в) Замбези
3.Задание: Задание: Назовите отрасль сельского хозяйства, которая наиболее характерна для Австралии
а) Земледелие
б) Овцеводство
в) Рыболовство
4.Задание: Укажите животное Австралии, изображение которого можно увидеть на гербе этой страны
а) Кенгуру
б) Коала
в )Утконос
5. Задание: Назовите первооткрывателей Антарктиды
а) Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев
б) Дж.Кук
в) Р.Скотт
6. Задание: Выберите правильное утверждение
а) Америка - это часть света
б) Америка – это материк
в) Америка – это название государства
7. Задание: Коренное население Южной Америки:
а) индейцы
б) мулаты
в) негры
8.Задание: Назовите столицу самого крупного государства Южной Америкиа) Бразилиа
б) Каракас
в) Буэнос-Айрес
9.Задание: Назовите единственный материк, который омывает все четыре океана земного шара
а) Африка
б) Евразия
в) Австралия
10.Задание: Укажите, к каким расам относятся народы, населяющие Евразию
а) Европеоидная и монголоидная
б) Желтая и кельтская
в) Негроидная и меланезийская
VI. Материально- техническое обеспечение.
1.Экран.
2.Стойка для проектора.
3.Персональный компьютер- рабочее место учителя.
4.Мультимедиа – проектор.
5. Презентации.
6. Диски.
7.Карты по географии.
8. Наглядные пособия.
9. Компас.
10. Глобус.
VII. Методическая литература
1.Учебная литература.
1. Лифанова Т. М. География материков и океанов. 8 кл.: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: с прил./Т.М.Лифанова,
Е.Н Соломина - М.: Просвещение, 2012.
2. Лифанова Т. М.География материков и океанов. 9 кл.: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: с прил./Т.М.Лифанова,
Е.Н Соломина - М.: Просвещение, 2012.
3. Лифанова Т. М., Пшеничная Н.Б. Знаешь ли ты географию?/ Программированные
4. задания для проверки знаний по начальному курсу физической географии учащихся 6 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида/
5. Лифанова, Т. М.Рабочая тетрадь по физической географии России / Учебное пособие для учащихся 8 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2005
6. Лифанова, Т. М.Рабочая тетрадь по физической географии России / Учебное пособие
7. для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2006.
8. География Омской области / Учебное пособие для учащихся школ Омской области/ Омск 1992,
9. География Исилькульского района /Учебное пособие А.А.Кузьменко,Г.Н.Некрасова.-Омск: изд.ОмПГУ.2001
2.Научно – методическая литература
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством
образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2013, под редакцией В. В. Воронковой.
2. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение». 1970 г
3. Папка Географические кроссворды.
4. Журнал. География. 2012\13гг
5. Муравьева Е.Л Игры-викторины по географии в школе VIII вида // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2008. – № 2.
3.Литература для учащихся
1. М.К. Юрасова «Омск».Новосибирск. 1965
2. Наталья Кончаловская «Славен град Москва».М., 1983г
3. Кроссворды по географии
4. Журнал.География2012\13гг